В России грядут патентные войны. Через несколько лет, по прогнозам экспертов, множество отечественных бизнес-компаний начнет судиться за право быть собой, за бренд и свою интеллектуальную собственность. Уже сейчас многие бизнесмены понимают, что единственный способ нормально вести дело – это зарегистрировать авторство на свой продукт.
По словам начальника экспертного отдела компании «Знаков» Рената Халиуллина, на сегодняшний день в предпринимательской среде особенно остро стоит проблема невнимания организаций к своим нематериальным активам, юридическая безграмотность в этом вопросе и халатность в отношении своего бизнеса. К сожалению, статистика говорит о том, что лишь 10% всех предпринимателей Татарстана защищают права на свой интеллектуальный труд, остальные же этот вопрос игнорируют.
Правда, по мнению эксперта, сейчас большинство предпринимателей начинает понимать, насколько важно стало защищать свои права на интеллектуальный труд, особенно тот, от которого зависит стабильный доход компании. «Кто-то регистрирует свой товарный знак, кто-то заключает лицензионный договор и пользуется обозначением в аренду (платя за это немалые деньги), а кто-то придумывает серии брендов с целью их дальнейшей продажи. Последний способ стал приносить такую колоссальную прибыль, что вполне естественным стало и появление пиратов, грубо нарушающих букву закона и использующих чужой интеллектуальный труд», – отмечает г-н Халиуллин.
Ведущий специалист агентства по защите интеллектуальной собственности «Павловский и партнеры» Алексей Берстняков добавляет, что сейчас мы пожинаем плоды 90-х годов прошлого века. Тогда бизнес начал стремительно развиваться, но никого не интересовало авторское право. «Одна организация что-то копировала с иностранцев, вторая компания скопировала уже с нее, добавила немного своего, и получился вроде бы как новый продукт. Но схожий с предыдущими. Только в начале 2000-х, когда на рынке появились уникальные по технологии продукты, уверенные бренды, бизнес пожелал защитить себя от предпринимательского воровства».
Как отмечают эксперты, для того чтобы разбираться в столь сложной и непонятной порой юридической сфере, её тонкостях, и были созданы компании (самые распространенные среди них – патентные бюро), целью которых стала защита прав на товарные знаки, их регистрация и всё, что связано с куплей-продажей данных нематериальных активов. Конкретно работа таких организаций сводится к подготовке всей необходимой документации по защите того или иного объекта интеллектуальной собственности, проверке ее на «уникальность», ведению всего делопроизводства, а это кропотливая бумажная работа и волокита, включая переписку с госведомствами, получение положительного результата и возможного дальнейшего правого сопровождения организации.
По словам заместителя руководителя компании «Полис Консалтинг» Андрея Волошина, рынок патентных услуг в стране заметно расширяется. «Многие юридические компании начинают предлагать свою помощь в защите интеллектуальной собственности. Также немало патентных поверенных компаний работают и индивидуально. В ближайшее время стоит ожидать появления на рынке и патентных поверенных иностранных компаний, решивших выйти на отечественный рынок. Для зарубежных патентных бюро Россия – очень лакомый кусок, так как рынок интеллектуальной собственности в стране в десятки тысяч раз меньше, чем в тех же США».
Патентные войны
По мнению экспертов, в 2008 году был сделан очень важный шаг в сфере защиты интеллектуальной собственности. Тогда вступила в действие часть четвёртая Гражданского кодекса РФ. В ней были структурированы все нормы, регулирующие всю область этих прав. Благодаря этому участились и судебные споры между компаниями.
Как рассказывает директор казанского филиала юридической фирмы «Городисский и партнеры» Альберт Ибрагимов, на сегодняшний день наиболее часто эти конфликты возникают в области товарных знаков. «Товарные знаки – это объект наиболее динамичный и легкий для использования в предпринимательской деятельности. Патент – это, как правило, устройство, которое сложнее изготовить, и сложнее нарушить права на него, поэтому количество нарушений прав на патенты значительно меньше. О значении необходимости судебной защиты прав на интеллектуальную собственность говорит тот факт, что в ближайшее время в России будет создан специальный суд для рассмотрения споров именно в области интеллектуальной собственности».
Кстати, по мнению г-на Берстнякова, через несколько лет страну могут охватить патентные войны. «Через такое уже прошли многие зарубежные страны. Бизнесменам уже сейчас необходимо защитить свою интеллектуальную собственность. Иначе этим могут воспользоваться конкуренты и запатентовать вашу же технологию».
По словам г-на Волошина, все-таки очень важно в авторском патентном праве не доводить все до абсурда. «Принцип «занять то, что не занято» с сомнительной претензией на его авторство может оказать плохую службу для российской правовой государственности. Если не подкорректировать законодательство, судебные инстанции могут погрязнуть в исках».
Необычные российские патенты
Мэрия Казани в 2009 году зарегистрировала в Роспатенте право на товарный знак «Казань – третья столица России». Чуть позже выяснилось, что также на него претендовали Нижний Новгород и Екатеринбург. После ряда скандалов выяснилось, что столица республики вроде бы как подала заявку на «почетное» место чуть раньше других городов-претендентов.
Также в Казани в 2009-2010 годах музей-заповедник «Казанский кремль» стал владельцем товарных знаков с изображениями архитектурного ансамбля Казанского кремля и его фрагментов. С предпринимателей, использующих кремлевскую символику в продаваемой ими продукции, было решено брать проценты. Правда, после волны возмущений руководству архитектурного заповедника пришлось изменить условия использования символики кремля. Теперь бизнесмены могут платить символическую ежегодную ставку.
Банк «Восточный экспресс» в 2009 году зарегистрировал патенты на использование в названиях вкладов слов «новогодний» и «рождественский». Другим кредитным организациям запретил их употребление в названии продуктов без специального разрешения и выплаты определенной суммы. Несмотря на такое табу, многие банки использовали и продолжали использовать эти слова в названиях своих линеек вкладов.