Депутаты Госдумы приняли закон о льготах по страховым взносам для предприятий малого бизнеса. Правда, временные поблажки почувствуют далеко не все предприниматели. Ослабление налоговой удавки коснется в основном производственников. Остальные представители малого бизнеса будут вынуждены увеличивать расходы на выплаты. Или попытаются обхитрить государство.
Во вторник сразу в трех чтениях нижняя палата Совета Федерации утвердила закон об установлении льготных тарифов по страховым взносам для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Для 36 категорий организаций (doc-файл, 68 Кбайт), действующих в малом бизнесе, налоговые ставки останутся на нынешнем уровне. Правда, только на ближайшие два года.
Напомним: с 2010 года единый социальный налог, администрированием которого занималась налоговая служба, был заменен на социальные взносы, уплачиваемые работодателями в государственные внебюджетные фонды. Их сбором занимаются представители ПФР. Сейчас упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД) применяют 90% всего малого бизнеса. Если в этом году суммарная ставка осталась на прежнем уровне – 26%, то с 2011 года будет увеличена до 34%.
Столь непопулярные меры правительства связаны в первую очередь с быстро тающими запасами средств в Пенсионном фонде. Полностью деньги в нем могут исчезнуть через несколько лет, так как пенсионеров в стране становится все больше и больше.
Сами предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, начали бить тревогу, как только узнали об инициативе властей. А различные союзы предпринимателей не раз призывали бизнесменов быть более активными и отстаивать свои интересы с помощью митингов и других массовых акций протеста. В итоге президент страны Дмитрий Медведев был вынужден в конце ноября пойти на ослабление налогового бремени для некоторых категорий малого бизнеса. Собственно, под его инициативу и был подготовлен данный законопроект, который затронул в основном производственников и бизнесменов, работающих в социальной сфере.
По словам вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павла Сигала, принятый законопроект устраивает бизнесменов лишь частично. «Мы консультировались с депутатским корпусом, но не все наши пожелания были выполнены. По нашим подсчетам, эта мера коснется лишь около 15% предприятий малого и среднего бизнеса».
Владелица сети кафе «Сытый папа» Мария Горшунова также считает, что утвержденные депутатами Госдумы налоговые льготы рассчитаны явно не для всех. «Для остальных предпринимателей настанут трудные времена, так как налоговые выплаты вырастут в 2,4 раза. Плюс к этому вырастут и коммунальные тарифы. Предпринимателям придется или сокращать сотрудников, урезать им всем поголовно зарплаты. Вероятно, снова возрастет «конвертная» система оплаты труда, занижение получения доходности предприятий в бухгалтерских отчетностях. Будет обидно, что из-за последних правительственных решений предприниматели опять уйдут в тень».
Между тем эксперты считают, что предприниматели могут пойти и на другие хитрости. В частности, воспользоваться тем, что подготовленный законопроект сырой и неточный. В частности, бизнесмены-производственники, чья продукция оказалась не совсем нужной для государства и не попала в заветный список льготников, могут воспользоваться одним из его пунктов, который гласит: «производство различной продукции, не включенной в другие группировки». Многие компании, вероятно, отнесут себя именно к данной категории, возможно, даже через суд.
По мнению главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, всё будет зависеть от того, какую позицию в данном вопросе будут занимать суды, прецедент имеет большое значение в российской исполнительной практике. «В целом на данный момент складывается впечатление, что лоббистам крупных торговых структур, действительно занимающихся производством, к примеру, полуфабрикатов, удалось «продавить» некоторые устраивающие эти предприятия нюансы. С другой стороны, для властных структур в условиях повышенной неопределенности в макроэкономике такая ситуация создает возможность проведения эластичной политики ручного управления, сравнительно быстро меняя уровень «жесткости» условий ведения бизнеса для тех или иных отраслевых групп».