Как в казанских вузах решают проблему трудоустройства выпускников? На какую работу может рассчитывать студент, отучившись в вузе? Какие специальности в вузах сейчас пользуются у абитуриентов повышенным спросом? И как это соотносится с запросами работодателей? Все эти темы обсуждали представители ведущих казанских вузов на организованном 116.ru круглом столе.
Связи побоку! Главное – бренд
«Своеобразная «фишка» нашего вуза – стажировка на предприятиях. Связи с ними давно отработаны, что позволяет выпускникам заранее, еще во время прохождения практики, определять место работы, – говорит доктор социологических наук, начальник научно-методического управления КГТУ Рушания Зинурова. – Кроме того, в вузе работает Центр трудоустройства, куда поступают запросы от предприятий. Каждый год количество этих запросов составляет 130% на 100% выпускников».
Вот только молодые специалисты не всегда приживаются на предприятии. Некоторые уходят в первый же год работы. По словам Зинуровой, «в этом смысле можно брать пример у некоторых западных университетов, которые отслеживают карьеру своего выпускника на протяжении нескольких лет. Этого в Технологическом университете пока нет».
А вот по мнению доктора социологических наук, декана факультета управления, экономики и права КГТУ Андрея Тузикова, подобная опека, напротив, вовсе не обязательна. Ставку нужно делать на другое – тогда и проблем с трудоустройством не будет: «Сегодня министерство образования не требует распределения выпускников вуза. У некоторых ведущих университетов мира такая система и вовсе вызовет удивление. Возьмем, к примеру, Оксфорд. Старейший университет Великобритании не имеет никаких связей с работодателями. Для этого вуза главное – выпустить квалифицированного специалиста. Куда он пойдет дальше, об этом в университете не беспокоятся. Выпускники Оксфорда в любом случае «нарасхват». Возможно, именно к этому нужно стремиться и казанским вузам, бренд вуза должен стать гарантией качества и подготовки».
В вуз ради диплома
Другой вопрос – кого готовить. «В журнале Fortune недавно опубликовали список профессий, которые будут востребованы через 20 лет, – добавляет Тузиков. – Профессии в списке самые экзотические. Значит ли это, что мы уже сейчас должны готовить этих специалистов? Ведь у нас нет необходимых специалистов и оборудования, нет нужной практики. Тем более для многих студентов высшее образование ценно само по себе. Они идут в вуз, чтобы через пять лет получить диплом. Сама специальность в данном случае не имеет значения».
Негативную тенденцию последних десятилетий отметила и начальник отдела высшего образования министерства образования РТ Татьяна Волкова: «В вуз сегодня, действительно, многие идут ради диплома. В нашей республике сразу 20 высших учебных заведений готовят юристов. Конечно, не все новоиспеченные «служители закона» пойдут работать по специальности. Не хватит мест, да и уровень подготовки во многих вузах оставляет желать лучшего. В этом смысле лучше было бы уменьшить число студентов на юридических факультетах и поднять качество образования».
Тем не менее на пике популярности по-прежнему факультеты юриспруденции, экономики и менеджмента.
«Еще совсем недавно мы готовили выпускников, они устраивались в школу, и больше мы о них ничего не знали. Сейчас наши бывшие студенты возвращаются к нам уже педагогами, чтобы улучшить свой уровень профессиональной подготовки. На базе вуза работает Институт повышения квалификации для работников образования, – сообщил ректор ТГГПУ Радиф Замалетдинов. – Кроме того, с 1995 года в вузе введена вторая специальность – иностранный язык. Студент имеет реальный шанс получить два диплома. Английский язык дает выпускнику гораздо больше шансов для трудоустройства». Кстати, вуз планирует еще одно нововведение. Начиная со второго курса студентов планируют «прикреплять» к педагогам-предметникам в школах.
«Учитесь и распределяйтесь!»
У аграриев с высшим образованием проблем с трудоустройством нет, заверил 116.ru проректор по учебно-воспитательной работе Казанского государственного аграрного университета Хасан Фасхутдинов: «В вузе работает комиссия по распределению студентов. Наиболее востребованные специальности сегодня – это агрономы и инженеры-механики. К тому же в вуз для обучения преподавателей приезжают специалисты из-за рубежа».
«В Казанском государственном финансово-экономическом институте серьезной проблемы с трудоустройством выпускников нет, – утверждает декан факультета менеджмента КГФЭИ Миляуша Биктемирова. – У нас есть свои заказчики. Всем известно, что мы заключили договоры с министерством финансов, министерством экономики, налоговой инспекцией, казначейством. Мы знаем, какие специалисты им нужны, и готовим их. Есть и частные заказчики. Но не все так просто. Все говорят о том, что сейчас много экономистов. Но забывают, что хороших экономистов при этом крайне мало!»
В Казанском государственном университете культуры и искусств тоже есть своя программа по трудоустройству. По словам проректора КГУКИ по инновационным технологиям и дополнительному образованию Людмилы Савич, с третьего курса у студентов есть возможность получать профессиональные навыки на практике: «Ребята идут в туристические агентства или, например, творческие ансамбли. Спрос в этой сфере на выпускников КГУКИ высок. Сложнее с вопросом закрепления на рабочем месте. Пока нет никакой гарантии, что выпускник будет работать там, куда его направят».
Места есть, зарплата не устраивает
В Казанском (Приволжском) федеральном университете работает свой Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников. Руководитель центра Ренат Замалетдинов подчеркивает, что «какая бы работа ни велась вузами по трудоустройству, одной из важнейших проблем остается адаптация выпускников на рабочих местах». Выпускников не просто должны брать на работу. Навыки, полученные ими в вузах, должны четко отвечать требованиям работодателей, а сама работа должна в то же время отвечать требованиям молодого специалиста. И вот тут возникает проблема.
По словам проректора по учебной работе КГТУ им. Туполева (КАИ) Владимира Костина, места для выпускников вуза есть, однако самих выпускников не всё в них устраивает. «Мы, например, тесно работаем с КМПО. Пятикурсников вводим в специальность прямо на потенциальном рабочем месте. Но опять же не все туда идут и не все остаются там работать». Проблему Костин видит в низкой заработной плате молодых специалистов и отсутствии необходимых условий. В частности, жилья. «Обеспечив необходимые условия молодым рабочим, мы сможем удержать их на месте», – резюмирует проректор.