Бизнесмены получили слабую надежду на ослабление налоговой петли, которую власти намерены «накинуть» на их шеи в следующим году. Чиновники усомнились в эффективности повышения ставок страховых взносов как меры борьбы с дефицитом бюджетов социальных фондов. Они предлагают рассмотреть альтернативные варианты комплексной реформы ЕСН, надеясь на то, что точка невозврата еще не пройдена. Независимые эксперты полагают, что налоговую петлю власти могут ослабить, но только до новых выборов президента.
Напомним, что с 2010 года единый социальный налог, администрированием которого занималась налоговая служба, был заменен на социальные взносы, уплачиваемые работодателями в государственные внебюджетные фонды. Их сбором отныне занимаются представители ПФР. В этом году суммарная ставка осталась на прежнем уровне – 26%. Но с 2011 года ее планируется увеличить до 34%.
В Пенсионный фонд РФ уйдет и там останется 26%, в фонд социального страхования – 2,9%, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3%. В целом нововведение повысит налоговую нагрузку на бизнес по социальным сборам на 23,5%.
Такие непопулярные меры правительства связаны в первую очередь с быстро тающими запасами средств в Пенсионном фонде. Полностью деньги в нем могут исчезнуть через несколько лет, так как пенсионеров в стране становится все больше и больше.
Сами предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, начали бить тревогу, как только узнали об инициативе властей. А различные союзы предпринимателей не раз призывали бизнесменов быть более активными и отстаивать свои интересы с помощью митингов и других массовых акций протеста.
Представитель общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Евгений Фридман считает, что увеличение налоговой нагрузки по социальным взносам может привести к трагедии – массовому банкротству малых предприятий или уходу их в тень, а также к возврату к практике выплаты зарплат «в конвертах» и неофициальному трудоустройству. Похожей точки зрения придерживаются многие политики, бизнесмены и финансисты – как теоретики, так и практики.
Однако до недавнего времени чиновники оставались неумолимы. Они твердо стояли на том, что пересмотра решения по изменению страховых взносов в социальные фонды не будет. Правда, на днях представители Минфина и Минэкономразвития отметили возможность возобновления дискуссии в этом направлении.
Так, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступая на Гайдаровских чтениях в Москве, заявил информагентствам, что принятое решение об отмене ЕСН и повышении общей ставки страховых взносов во внебюджетные фонды до 34% может иметь очень серьезные последствия.
Выводы чиновника были основаны на результатах исследования, проведенного специалистами Института Гайдара – они уверены, что фискальный эффект от повышения страховых взносов составит не более 1,8% ВВП. Это не оправдывает возложенные на реформу ЕСН надежды.
Правда, по мнению г-на Шаталова, проблему с формированием источников будущих пенсий все равно необходимо будет решать. Предлагаемый им вариант – увеличение пенсионного возраста. «Рано или поздно мы должны будем ответить на этот вопрос. Мы не можем позволить, чтобы у нас был самый низкий пенсионный возраст в мире».
Как считает руководитель аналитического отдела Центра экономической экспертизы Олег Козлов, если увеличить пенсионный возраст, то значительной части пенсионеров и вовсе не останется. «Нельзя его (возраст) поднимать, покуда благосостояние большинства россиян их уровень и продолжительность жизни далеки от среднеевропейских. Такое пенсионное реформирование грозит бунтом населения. С другой стороны, резкое повышение налоговой нагрузки нарушит доверие бизнеса к власти. Вот и получается, что правительство само загнало себя в ловушку».
По мнению эксперта, существует вероятность, что налоговое бремя на бизнес увеличивать не будут. Правда, для остановки маховика остается очень мало времени – через полтора месяца уже Новый год. Но даже если налоговую петлю ослабят, ее вновь затянут, но уже после президентских выборов в 2012 году.