Штрафы за просроченные кредиты, возможно, станут меньше. Министерство финансов готовит новые законодательные преференции банковским заемщикам. В том числе и некоторые поблажки для граждан, погашающих кредиты нерегулярно. Банковским специалистам такие искусственно насаждаемые ограничения в размерах штрафных санкций не нравятся. Но они готовы исполнять новые предписания ведомства, если те обретут законодательную форму.
Защиту прав потребителей услуг минфин считает одной из своих важнейших задач. Несколько дней назад ведомство с Центробанком, ФАС и Роспотребнадзором подготовило проект, корректирующий работу кредитных организаций. Предлагается законодательно закрепить ряд ограничений, связанных, к примеру, с установлением максимальной стоимости кредитов и размера штрафа за просрочку.
Как поясняет заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин, проектом будут законодательно определены понятия «финансовая услуга» и «потребитель финансовой услуги». Сейчас эти термины используются только в законе «О защите конкуренции». «Кроме того, предлагается заставлять банки отвечать за свое бездействие по возврату кредита. Ведь некоторые кредитные организации в течение длительного времени ничего не предпринимают и просто продолжают начисление пеней, чтобы потом взыскать все».
По мнению чиновника, необходимо изменить сам механизм начисления штрафов. Сейчас многие банки взимают фиксированные суммы при нарушении сроков внесения платежа, независимо от суммы просрочки, которая может быть в разы меньше штрафа за нее.
Напомним, например, в «Русском стандарте» при стандартном кредите первичный пропуск платежа (после 15 дней) составляет 300 рублей, второй подряд – 500 рублей, третий и четвертый – 1000 и 2000 рублей соответственно. В «ДжиИ Мани Банке» по «Потребительскому кредиту плюс» штраф после пятого дня просрочки составляет 900 рублей, но не более 50% от суммы просроченной задолженности.
И все же ограничения в размерах штрафов, навязываемые минфином, не по душе банкирам. Так считает аналитик ИК «Капитал Инвест» Михаил Решетов. «Пока предписания минфина не обретут законодательную силу, кредитные организации будут избегать их исполнения. Кроме того, на мой взгляд, не все изменения в условиях кредитования полезны для заемщика. Например, в некоторых случаях фиксированный штраф за невыплату кредита остается более выгодным для заемщика».
Заместитель директора департамента розничного кредитования «Абсолют Банка» Наталия Хахалина напоминает, что штрафные санкции – это мера дисциплинарного воздействия на заемщиков. Она применяется банками с целью предотвращения нарушения графика платежей.
Между тем применяемые банками штрафные санкции к должникам уже не раз становились предметом судебных споров. Дело доходило и до Высшего арбитражного суда (ВАС). Так, весной специалисты этой инстанции поставили точку в споре между Роспотребнадзором и одним из российских коммерческих банков. Ведомство, защищающее права потребителей, выявило у кредитной организации ряд нарушений, связанных с незаконным повышением процентных ставок по кредитам.
По словам партнера юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Владимира Данилевского, судебная практика по искам граждан к банкам начала активно формироваться с конца прошлого года. «До этого момента с банками боролся Роспотребнадзор, наказывая за незаконные условия кредитных договоров с потребителями. Даже сейчас, после того как такие дела дошли до высшей судебной инстанции, рассматривающей экономические споры, в судах принимаются решения, противоречащие друг другу».