В России составлен рейтинг доступности товаров. Аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК сравнили «вместимость» продуктов питания в зарплаты россиян двадцатилетней давности и сейчас. Выяснилось, что рекордсменом доступности в наши дни стала водка. Теперь на среднюю зарплату ее можно купить в пять раз больше,чем два десятка лет назад. Доступность многих остальных продуктов также повысилась, но гораздо более меньшими значениями.
За основу исследования специалисты ФБК взяли среднестатистическую зарплату россиян. В 1990 году она была 303 рубля, а в 2009 – 18 785 рублей. Была проведена оценка того, сколько единиц товара (кг, л) можно было купить тогда и сейчас на эти деньги.
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, безусловным лидером в списке доступных товаров является водка – она стала доступнее в 5,3 раза. «Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра водки, то в 2009 году – уже 87,8 литра. Второе место в рейтинге доступных товаров занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Относительно более дешевым стало и шампанское. А вот пиво, напротив, чуть подорожало».
Таким образом, отмечают аналитик ФБК, крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными. Однако, на взгляд эксперта, одновременно никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. Этот показатель в России все эти годы оставался стабильно высоким – около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год.
После водки, коньяка и шампанского доступнее всего сейчас стал репчатый лук (в 2,4 раза). Затем идут яйца (в 2,3 раза), мясо птицы (в 2 раза), яблоки, растительное масло и картофель (в 1,8 раза).
Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. Например, по оценкам исследователей ФБК, доступность сыра уменьшилась на 18,5%, говядины – на 23,2%, свинины – на 26,4% и т.д. При этом аналитики обращают внимание на то, что в 1990 году было очень сложно купить большинство продуктов из-за их дефицита. На последнем месте в рейтинге доступности российских товаров рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 году только 238,8 кг.
«Но в целом представленные данные, пусть и по ограниченному перечню потребительских товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить. Ценовая доступность не менее половины товаров стала выше. Несмотря на огромные издержки для населения, становление рыночной экономики в России, тем не менее, имеет и вполне явные выгоды, иллюстрируемые приводимыми цифрами», – делает выводы г-н Николаев.
По мнению ряда экспертов других компаний, занимающихся также исследованиями российских рынков, рейтинг ФБК несколько ограничен. Так, по словам аналитика ИК «Финам» Максима Клягина, во внимание не принимаются, например, директивные нюансы плановой экономики, искусственно ограничивавшей ценообразование. Или, например, расширение ассортимента, которое произошло за последние уже почти 20 лет в результате динамичного развития розничной торговли, и рост «физической» доступности различных продуктов питания. А, соответственно, и изменение рациона населения в пользу его существенного обогащения на фоне роста доходов, а также и целый ряд других обстоятельств.
Как считает аналитик ГК «Регион» Сергей Буров, можно действительно говорить о некоторой большей доступности продуктов питания, но в целом уровень жизни граждан снизился. «Причин этому много. Одна из них – значительный рост тарифов ЖКХ, «закредитование» россиян. Тревогу вызывает и рост доступности алкогольных напитков. Россия становится одной из самых пьющих стран мира, о чем и свидетельствуют исследования ФБК. В отличие от Европы, где потребление алкоголя так же высокое, в России оно несет большие негативные последствия как для отдельных граждан, так для страны в целом».
Кстати, в том же СССР потребление водки шло на «пользу» государству. Пополнение бюджета от алкогольной продукции в то время было – с учетом госмонополии на спирт – 30%, а сейчас для российской казны составляет всего 0,7%.