В мире начался новый экономический цикл, и самое время подумать над дальнейшей стратегией развития банковского ретейла. Иначе со временем банки рискуют вымереть как динозавры, пришли к выводу российские банкиры в ходе недавно прошедшего в Москве VIII ежегодного форума «Розничные банковские услуги в России».
Такой прогноз, конечно, сильно преувеличен, но потерять рынок розничных услуг банки действительно рискуют. Уж слишком сильную конкуренцию банковскому ретейлу составляют компании, оказывающие торгово-сервисные услуги. Универсальность и клиентоориентированность платежных терминалов по сути превращают их в розничные банки, говорит председатель правления «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Иван Свитек.
- По словам старшего вице-президента ВТБ Андрея Сучкова, кризис в очередной раз доказал, что банковскому сектору лучше рассчитывать на внутренние источники роста. С учетом того, что со стороны бизнеса большого спроса на деньги российских банков нет, а рынок ценных бумаг сегодня слишком непредсказуем, складывается прекрасная возможность подумать о развитии розничных услуг, полагает директор управления Сбербанка России Дмитрий Тарасов. Тем более что финансовых возможностей у банков, залитых, по мнению представителей банковского сообщества, ликвидностью в 2 раза больше требуемого, для этого предостаточно.
К развитию ретейла подталкивает и государство. «Обязанность банков раскрывать истинные процентные ставки по кредитам способствует переходу от ростовщической модели кредитования к инновационной», – отмечает член правления «ЮниКредит Банка» Эдуард Иссопов. В текущем году, по его прогнозам, можно рассчитывать примерно на 10-процентный рост розницы.
Значительный вклад в оживление розничного сегмента вносит рост спроса на кредиты. Согласно опросам, в мае этого года уже 18% населения хотели бы взять кредит, тогда как в прошлом мае их было только 6%, замечает управляющий директор блока «Розничный бизнес» банка «Траст» Елена Речкалова. Особенно большой потенциал развития у автокредитования, что, по словам эксперта, объясняется эффектом отложенного спроса.
Новые экономические реалии требуют и серьезных перемен. В розничном бизнесе банкам нужно многое менять, как, впрочем, и в корпоративном тоже, уверен заместитель генерального директора МДМ-Банка Петр Морсин. Главным лозунгом банковского сектора, по его мнению, должно стать пристальное внимание к клиенту – его особенностям, психологии, заботам.
Сегодня главным потребителем банковского ретейла становятся женщины в возрасте 35-45 лет. Но мало знать, кто твой клиент, нужно понимать, каков он. «Следует учитывать, что после кризиса доверие населения к банкам восстановилось во многом за счет поддержки государства, – говорит директор департамента по развитию бизнеса «ДжиИ Мани Банка» Эльман Мехтиев. Но как показывают исследования Национального агентства финансовых исследований, доверие клиентов не вернулось на прежний, докризисный, уровень – люди стали меньше тратить и больше сберегать. При этом финансовая грамотность россиян практически осталась на прежнем низком уровне». По мнению Мехтиева, повышать грамотность банкам следует малыми делами – например, просвещать через интернет-сайты, распространять программы контроля над бюджетными расходами и т.п. Это не сильно затратно для банков, зато весьма эффективно, отмечает эксперт.
Борьба за клиента заставляет банки становиться более активными. «Теперь мы сами звоним клиенту и предлагаем ему наши услуги. И не просто рассказываем о них, а говорим примерно в таком духе: «Спасибо, что вы уже являетесь нашим клиентом. За то, что вы добросовестный заемщик, мы предлагаем вам новую линейку автокредитов. Теперь вы можете приобрести новую машину при ежемесячном размере платежа по цене старой машины», – рассказывает директор центрального территориального управления Росбанка Максим Дружинин.
Хорошим примером новой модели банковского поведения, по мнению представителей банковского сообщества, служит решение Сбербанка убрать все комиссии по кредитам. Такое решение привело к росту количества желающих взять кредит в банке на 30%. В тоже время мало получить клиента, нужно быть готовым к его появлению. «Мы 20 лет говорили про технологии и вот и теперь воочию увидели, как они внедряются в жизнь, – констатирует начальник управления по работе с физическими лицами HSBC Йохан Секора. – Мы также наблюдаем, как глобализация в политике превратилась в глобализацию в финансах. 200 млн человек по всему миру не живут в родных странах, и за 5 ближайших лет эта цифра может удвоиться». И Россия, по словам банкира, тут не исключение. По данным на 2009 год, 30 млн ее жителей живут за границей, еще 10 млн россиян путешествуют.
Кроме того, в мире становится все больше экспатов (Добровольно или принудительно покинувших родину и живущих за границей. – Прим. авт.). Особенно стремительно их численность увеличивается в США, Великобритании, Гонконге. В России экспатов, по данным HSBC, насчитывается около 150 тысяч человек. Что может быть важным для клиента, живущего и пользующегося банковскими услугами на территории чужой страны? «Лучше, чтобы обслуживание велось на родном языке, чтобы имелась возможность переводить кредитную историю из одной страны в другую, чтобы за клиентом был закреплен один постоянный менеджер независимо от его перемещения по миру», – считает г-н Секора.
В стремлении меняться банки должны не забывать, что снижение инфляции несет для банков риски потери маржи, разделяют недавно высказанные опасения главы Сбербанка Германа Грефа банкиры. Поэтому очень важно, чтобы Центробанк внимательно следил за посткризисной фазой жизни банков и, по словам Эддуарда Иссопова, в случае необходимости помог им нарастить докризисный капитал.
Банки вынесли для себя уроки из кризиса, уверяют участники рынка. «Мы наелись проблемных кредитов и хорошо поняли, что значит увеличение кредитного портфеля в ущерб качеству, – говорит управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Алла Цытович. – Хотя на рынке всегда будут те, кто готов давать кредиты налево и направо».
Лариса МАКЕЕВА, аналитический центр «Финам»