В России появилась первая инвестиционная компания, работающая по принципам шариата. Договор о её создании подписан в минувшую пятницу в Казани между правительством Татарстана и Исламским банком развития. Стороны считают, что специфический способ ведения бизнеса будет поддержан не только предпринимательскими кругами республики, но и страны в целом. По оценке независимых экспертов, у предпринимательства по мусульманским канонам, в отличие от исламского банкинга, есть перспективы.
Уставной капитал новой инвестиционной компании оценивается в 3 миллиона долларов. Планируется, что в дальнейшем он сможет увеличиться. Доля в 20% будет принадлежать Татарстану, еще 20% – группе ИБР, 60% придется на инвестиционные группы из Саудовской Аравии, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Йемена.
Приоритетными направлениями для инвестиций выбраны отрасль телекоммуникаций, сельское хозяйство, финансовые структуры и многое другое. Единственное правило для вложения денег – это соответствие бизнеса принципам шариата.
По словам руководителя подразделения ИБР по частным инвестициям г-на Халед Аль Абуди, уже выбран первый объект для инвестирования. «Им станет Центр халяльной продукции в Казани. Также в ближайшее время предполагается в столице республики создать специальный совместный выставочный центр. В целом сотрудничество Исламского банка развития с Татарстаном послужит улучшению отношений России с исламским миром».
По словам иностранного инвестора, более подробно вопросы вложения средств в эти и другие проекты будут обсуждаться на II Международном саммите исламских финансов, который пройдет в Казани в конце июня. Первая такая встреча прошла в Татарстане год назад. Именно в её рамках республика и ИБР договорились о намерениях создать единую международную исламскую инвестиционную компанию.
Стоит напомнить, что попытки создать финансовые организации или отдельные продукты в соответствии с нормами шариата в России предпринимались и ранее. В 2008 году у ИК «БКС» появился ПИФ «Халяль». Приблизительно в тоже время один из крупнейших дагестанских банков ввел в обращение пластиковые карты, операции по которым должны были регулироваться правилами исламского банкинга. Несколько месяцев назад московская логистическая инвестиционная группа «Сафинат» и ИК «Альянс-Капитал» из Казани подписали соглашение о создании в России первой такафула, страховой компании, работающей по принципам ислама. В качестве пилотных такафул-продуктов клиентам будет предложено автокаско, страхование имущества и паломников.
Между тем, по мнению экспертов, в большинстве своем пока эти услуги не нашли своего клиента. Спрос на финансовые продукты по исламским традициям оказался невелик. Как считает стратег ИК Stronghold Аркадий Колесников, во многом это связано с тем, что исповедующих ислам в нашей стране все же меньше, чем православных христиан. «Кроме того, некоторые пункты ведения бизнеса, в частности банковского, не соответствуют российским нормам права. Отсюда трудности и сомнения в таких начинаниях».
Напомним, исламский банкинг имеет свою уникальную кредитную специфику. В отличие от общепринятой модели банковского кредитования по шариату идет отказ от ссудного процента. Обычное кредитное учреждение по сути дела покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет этой комиссии. Исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Он открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами банк финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента клиент делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком. Поэтому исламский банкинг в стране пока сложен для внедрения.
Как считает руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Исаев, у создателей инвестиционной компании с исламским уклоном трудностей будет меньше. «Никаких препятствий для успешного осуществления деятельности по законам шариата мы не видим. Исламское право запрещает ссудный процент, но инвестиционные проекты строятся обычно по схеме разделения рисков и прибылей, что исламом не осуждается. Будут существовать, конечно, некоторые ограничения по объектам инвестирования, в частности компания не сможет инвестировать в производство и продажу алкоголя или, например, свиноводство и переработку его продукции, но в России так много объектов, требующих инвестиций, что и без тех, которые попадают под ограничения, найдется, во что вложиться», – делает выводы эксперт.