В России увеличатся штрафы за ненадлежащую рекламу. 31 марта вступает в силу новая редакция Административного кодекса, регулирующая правонарушения в сфере рекламы.
Одним из инициаторов ужесточения санкций в этом сегменте является Федеральная антимонопольная служба, в том числе и ее татарстанское подразделение.
По словам заместителя УФАС по РТ Евгения Костюшина, уже через пару недель минимальный штраф за несоблюдение законодательства о рекламе вырастет с 40 до 100 тысяч рублей. За несанкционированную установку рекламных конструкций организации могут поплатиться 80 тысячами рублей. За рекламу на дорожных знаках штраф вырастет в два раза и составит 200 тысяч рублей.
«И это еще не все, – рассказывает г-н Костюшин.– Антимонопольщики начнут еще тщательнее следить за соблюдением законодательства на телевидении, радио, в печатных и электронных СМИ. В частности, за распространение рекламы в дни траура представители прессы могут быть оштрафованы на сумму до 500 тысяч рублей. Санкциям будут подвергнуты и любители «скрытой рекламы», их ждет наказание в размере от 200 тысяч рублей. В случае, если телевизионная передача, фильм будет скрыто рекламировать запрещенный продукт, например алкоголь или табак, то штраф еще может в разы увеличиться».
Напомним, совсем недавно татарстанские антимонопольщики обнаружили скрытую рекламу в небезызвестной телевизионной программе «Дом-2». Герои телешоу играли и делились впечатлениями от приставки Wii от Nintendo. При этом они показывали и рассказывали друг другу о достоинствах игрушки, что в ведомстве расценили как рекламу, а предварительного уведомления о ее трансляции не было. В отношении «ТНТ-телесеть», ретранслятора телепрограммы, было возбуждено дело. Сейчас юристы телекомпании пытаются обжаловать вердикт антимонопольщиков.
Кстати, татарстанское подразделение федеральной службы занимается не только отсмотром телевизионных программ. Специалисты находят нарушения антимонопольного законодательства в сфере рекламы в торговле, в медицине, в предложениях бытовых услуг. Из всех регионов страны татарстанское УФАС является одним из лидеров рассматриваемых дел о нарушениях в этом сегменте. Всего в прошлом году количество дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, оказалось равным 167 (в 2008 – 157), административных дел – 304 (в 2008 – 157).
Больше всего нарушений было выявлено в рекламе финансовых услуг. Зачастую рекламодатели не указывают условия оказания рекламируемых услуг, влияющих на сумму доходов или расходов; не указывают название организации, оказывающей эти услуги, и т.д. Всего же сумма наложенных штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила почти 5,5 миллионов рублей.
Аналитик ИК «Капитал Финанс» Михаил Решетов полагает, что, вероятно, с увеличением штрафных санкций за ненадлежащий вид рекламы в самих региональных подразделениях ФАС обострится и борьба за раскрываемость дел. Возможно, даже будет увеличен штат сотрудников, следящих за рекламой на различных носителях. Бюджеты будут пополнены сотнями миллионов рублей.
«Правда, пока остается непонятным, как будут антимонопольшики подходить к вопросу о скрытой рекламе. Ведь сейчас ею наводнено большое количество телевизионных передач и кинофильмов. Кроме того, на мой взгляд, такие штрафы за скрытую рекламу в кино или на ТВ будут явно недостаточны. Тем более что за информацию о продукте в таком виде рекламоносители получают миллионные гонорары», – резюмирует эксперт.