О том, что банки хотят видеть в рядах своих корпоративных клиентов компании, которые пользовались бы комплексными предложениями, принимали активное участие в зарплатных проектах и являлись качественными заемщиками, написано немало. А вот чего хотят от банков корпоративные клиенты – зачастую умалчивается. В тройке самых востребованных бизнесом банковских продуктов: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и операции с пластиковыми картами. Однако один из «лидеров» – кредитование – до сих пор является явным аутсайдером по доступности.
Согласно данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), чаще всего российские предприятия пользуются такими банковскими услугами, как расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и зарплатные проекты. Около трети опрошенных предприятий используют лизинг, системы дистанционного банковского обслуживания, услуги инкассации наличности. Примерно четверть пользуется международными расчетами и валютным контролем, а также аккредитивами. Еще четверть – срочными депозитами и операциями с ценными бумагами. Большинство услуг, по словам предпринимателей, в целом являются вполне доступными. «Хромает» лишь кредитование: за последний год одним из самых насущных вопросов для корпоративных клиентов банков стала возможность получить кредит. А точнее – отсутствие такой возможности.
«За последний год за получением кредита в банк обращались 84% предприятий. Причем чем меньше по численности сотрудников компания, тем реже ее руководители пользовались кредитованием, – рассказывает генеральный директор НАФИ Ольга Кузина. – Большинство руководителей предприятий, а именно 64%, отметили, что за последний год получить кредит в банке стало сложнее. Причем около четверти опрошенных указали, что эта процедура усложнилась намного. Однако для 12% компаний, наоборот, получить кредит стало проще».
Анализируя ответы предпринимателей, отметим, что сложнее получить ссуду стало представителям малого и среднего бизнеса, нежели крупным корпоративным клиентам. По данным опроса НАФИ, на усложнение этой процедуры наиболее склонны жаловаться руководители средних по численности сотрудников предприятий, коллектив которых не превышает 300 человек. Об упрощении процедуры в свою очередь говорят руководители крупных компаний, численность персонала которых насчитывает примерно 300-500 человек.
В любом случае для большей части предприятий банковский кредит явно подорожал.
«На то, что получить кредит стало дороже, указали 67% опрошенных, – говорит Ольга Кузина. – Однако 8% респондентов отметили, что кредиты для компаний, напротив, подешевели. Любопытно, что подорожание кредитов для предприятий чаще замечают те опрошенные, которые сетовали на усложнение этой процедуры. А это, напомним, руководители средних по численности компаний».
Банкиры подтверждают, что ситуация в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) пока далека от идеальной. Однако все же она начала стабилизироваться.
«С началом кризиса условия кредитования МСБ стали значительно жестче. В том числе были повышены ставки, изменены критерии оценки платежеспособности заемщиков и требования к залогам. Однако в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, – уверяет управляющий филиалом «Абсолют Банка» в Казани Ринат Юсупов, напоминая, что с октября представители МСБ могут воспользоваться новыми кредитными программами банка на более выгодных условиях. – Теперь минимальная ставка составляет 18% годовых в рублях, а максимальный срок – до 60 месяцев. В качестве залогового обеспечения принимается не только недвижимость, но и другое имущество, в том числе товары в обороте, оборудование, транспортные средства, по отдельным программам залоговое обеспечение не требуется».
По словам господина Юсупова, финансирование банками бизнеса стало значительно доступнее, чем еще полгода назад. «Обновленная линейка кредитных программ позволяет предпринимателям подобрать оптимальную стратегию финансирования: от оперативного краткосрочного овердрафта на текущие нужды до инвестиционного кредита с максимальным сроком пять лет – на покупку оборудования, транспорта, недвижимости или строительство. Ссуду могут получить как компании, так и индивидуальные предприниматели».
Что касается целей финансирования, то как отмечает директор департамента развития малого, среднего бизнеса и партнерских программ Промсвязьбанка Екатерина Орлова, на сегодняшний день за ссудами зачастую обращаются заемщики для перекредитования их текущего кредитного портфеля в связи с изменением кредитной политики обслуживающего банка. Не реже ссуды берутся и для пополнения оборотных средств, на закупку сезонной продукции или на мелкие инвестиции.
«Крупные инвестиционные проекты либо не реализуются, либо заморожены до лучших времен», – говорит Елена Орлова. Корпоративные клиенты понимают, что в период кризиса в первую очередь необходимо сохранить имеющийся бизнес, а условия финансирования большинства банков, как правило, пока еще неприемлемы для инвестиций.
Источник: НАФИ