В России появится «страховка» от кражи денег с банковских карт. В случае принятия поправок в Гражданский кодекс кредитным организациям придется возвращать своим клиентам похищенные мошенниками средства, что раньше делалось далеко не во всех случаях. Правда, при возмещении потерянных денег часть суммы как компенсацию банк будет оставлять себе.
Инициатором таких нововведений стало Министерство финансов и Центробанк. В проекте закона «О национальной платежной системе» и поправках в статью 856 Гражданского кодекса будет указана ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету. По мнению чиновников, данные изменения значительно улучшат положение держателей пластиковых карт, обманутых мошенниками.
Держатель «пластика», если с нее снимут деньги преступники, будет нести убытки в размере до 10% от потерянных средств на счете карты, но не более трех минимальных размеров оплаты труда – 12,9 тысячи рублей. Остальную сумму вернет банк после проведенной проверки расхода средств.
Вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов считает, что российское законодательство уже давно остро нуждается в правовом акте, который регулировал бы отношения частного клиента и банка, четко определял права, обязанности и ответственность сторон. «В европейских странах потребителя защищает директива о дистанционном оказании услуг, согласно которой банк не вправе требовать с клиента возмещения расходов, связанных с неправомерным использованием карты третьим лицом. Это означает, что если при опротестовании держателем пластика транзакции банк не докажет, что тот нарушил правила пользования карты или проявил грубую неосторожность, кредитная организация должна вернуть списанную сумму».
В России же до заявления о блокировке карты ответственность за все операции по ней лежит на клиенте. В большинстве случаев это особо обговаривается в договорах. Исключением могут быть технические сбои, допущенные по вине кредитной организации.
«В последние годы значительно выросло количество судебных разбирательств между банком и клиентами, – рассказывает старший аналитик ИК «Бизнес Капитал» Евгений Нагулин. – Одними из наиболее частых исков граждан к кредитным организациям как раз считаются дела о пропавших деньгах с карт граждан. Банки зачастую не желают серьезно разбираться в проблемах людей и отказывают в возмещении средств. Как правило, только масштабное количество случаев пропажи денег заставляет банкиров тщательнее разбираться в деталях происшествия и не отмахиваться от клиентов».
Сами банковские специалисты стараются не комментировать появление возможного нововведения до его окончательного утверждения депутатами Госдумы, но, судя по всему, их такая «страховка» от мошенничества настораживает. Количество преступных операций только возрастет, а клиенты не будут мотивированы внимательнее и бережнее относиться к карте. Кроме того, по мнению банкиров, они будут готовы к повышению тарифов на выпуск «пластика» и взиманию дополнительной комиссии.
В некоторых кредитных организациях, чтобы обеспечить защиту средств на карте клиента в случае их мошеннического списания, предлагают свою страховку, которая ближе к традиционной. Страховой взнос входит в комиссионный сбор банка. Кроме мошенничества такие программы предусматривает компенсацию расходов при краже и утере карты, ограблении во время снятия наличных.
Чтобы не стать жертвой преступников, банкиры советуют выполнять простые правила. Хранить карту, сведения о PIN-коде в недоступном для других месте. Операции по карте проводить так, чтобы никто не смог увидеть набранный вами пароль. Не передавать третьим лицам ни по телефону, ни через Интернет, ни каким-либо другим способом данные о карте.