Российский бизнес продолжает жаловаться на недоступность банковских кредитов: высокие процентные ставки и жесткие требования к заемщикам беспокоят предприятия не меньше неплатежей со стороны контрагентов. Банки, в свою очередь, отмечают, что на сокращение объемов кредитования их толкает далеко не жадность, а возросшие риски невозвратов и вероятность второй волны кризиса.
Доступ к заемным средствам, а точнее его отсутствие, становится для представителей реального сектора экономики все более серьезной проблемой. Так, выступая на финансовом форуме ММВБ, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев заявил, что банки не упрощают, а усложняют для компаний доступ к заемным ресурсам в ожидании роста невозвратов со стороны реального сектора и второй волны кризиса, тем самым приближая эту волну.
Между тем на совещании по экономическим вопросам Президент России Дмитрий Медведев потребовал снижения ставки по кредитам до 15,5%, по крайней мере от банков, получивших господдержку.
«На кредитование экономики банками должны быть направлены средства в объеме не менее суммы государственной поддержки. Процентная ставка по таким кредитам для заемщиков будет складываться из ставки рефинансирования плюс три процента», – заявил президент.
Напомним, что 13 мая Банк России в очередной раз на пол пункта снизил ставку рефинансирования до 12% годовых. Одной из главных причин, побудивших регулятора на такой шаг, по словам начальника аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергея Карыхалина, стало желание правительства и ЦБ РФ снизить стоимость кредитов в экономике, чтобы оживить кредитование и стимулировать возобновление экономического роста. Однако одного желания властей явно не достаточно и, по мнению самих банкиров, в ближайшие месяцы на рынке по-прежнему будет практически невозможно найти кредитные предложения для представителей бизнеса со ставкой меньше 22-25% годовых.
По словам завлабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Павла Трунина, высокие ставки по кредитам реальному сектору, устанавливаемые банками, являются отражением не только стоимости привлечения ресурсов, но и высоких кредитных рисков, связанных с неопределенностью дальнейшей экономической динамики.
Банкиры с таким мнением солидарны и не скрывают, что их взаимоотношения с субъектами бизнеса в условиях кризиса трудно назвать дружескими. Пока что диалоги с властью к конкретным результатам не приводят: банки продолжают ужесточать условия по кредитам, сокращая объемы кредитования.
«Можно отметить тенденцию ужесточения условий кредитования в части процентных ставок и сроков, – комментирует вопрос управляющий директор по кредитованию малого и среднего бизнеса «Москоммерцбанка» Инна Касьянова. – Коррекции подверглись и требования, предъявляемые к портрету потенциального заемщика. На данный момент банки обращают серьезное внимание на стабильность финансового состояния, диверсификацию базы контрагентов, качество кредитной истории и уровень деловой репутации».
Банкам трудно оценить уровень платежеспособности потенциального клиента в перспективе и определить адекватную стоимость залогового обеспечения с учетом нестабильности рынков.
«С одной стороны, есть факты неисполнения обязательств со стороны бизнеса – как в силу просчетов с бизнес-моделью: агрессивное расширение, кредиты «на вырост», так и в силу доминирования непрофильного бизнеса: игра на рынке недвижимости или на фондовом рынке, – рассказывает начальник аналитического управления банка «Петрокоммерц» Олег Соломин. – С другой стороны, есть противоречивые сигналы со стороны властных структур, накаляющие взаимоотношения: «выдавайте кредиты», «снижайте ставки». Все это не добавляет конструктивности во взаимоотношениях».
По словам Олега Соломина, предприятия, да и власти не могут понять, почему банки перестали выдавать кредиты или сделали их слишком дорогими. Между тем ответ на этот вопрос, по крайней мере для банков, давно лежит на поверхности.
«Если на дворе лето и солнце светит каждый день, то носить с собой шубу на всякий случай смысла не имеет. Если же климат меняется в худшую сторону, то и экипировка должна соответствовать погоде и логике: быть здоровым. Так и в бизнесе. Кризис – своего рода непогода, во время которой банки вынуждены менять модель своего поведения. Экспансия сменяется осторожностью, а это выражается в снижении кредитной активности и повышении ставок. Причем повышение ставки вызвано не «жадностью» банкиров, а ростом рисков. Повышенная ставка будет компенсировать случаи неисполнения обязательств», – резюмирует господин Соломин, добавляя, что с ростом дохода увеличиваются и риски, которые уже вышли за рамки теоретических и приобрели статус вполне реальных.