«Россия» вновь привлекла внимание депутатов Госдумы. Это слово и его производные должны исчезнуть из названий частных банков. Использовать его смогут в своих брендах только банки с государственным участием. При этом доля государства в их капитале должна составлять не менее 50%. Таких банков останется только три: Сбербанк России, «Россельхозбанк», «Росэксимбанк».
Исчезновение «российских» названий у банков – это только первый этап приведения отраслевых законодательных актов в соответствии с нормами гражданского права. Дальше на очереди стоят страховые, инвестиционные компании и обычные производственные организации.
Напомним, что с января этого года в Гражданский кодекс РФ добавилась статья, согласно которой в фирменное название юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также их производные слова. Включение в фирменное название официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению правительства Российской Федерации, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации.
«Правда, пока никто всерьез из компаний, имеющих в своем название слово «Россия», не задумался о смене названия, – отмечает аналитик ГК «Регион» Сергей Буров. – Причина достаточно проста: убрать «Россию» можно при первых изменениях в учредительных документах, например, при смене лицензии. До истечения ее срока компания может оставаться "российской"».
В «Желтых страницах Казани» размешены данные о нескольких десятках таких организаций. Больше половины из них являются филиалами столичных фирм. По признанию руководителя казанского представительства компании «Ростехнолоджик» Айрата Фазлиева, о таких законодательных новшествах ему практически ничего неизвестно. «Но если госорганы будут настаивать на смене наименования, то компания, конечно, это сделает, тем более сейчас очень модно проводить ребрендинг».
«Как в самой статье Гражданского кодекса, так и в новой законодательной инициативе депутатов для банков пока содержатся множество коллизий, определенных неясностей. Например, остается непонятным, насколько «российским» может быть наименование компании. В случае каких-то разбирательств обязательно нужны будет проводить дополнительные лингвистические исследования. Налоговики, на которых взвалили контроль за соблюдением закона, пока не в состоянии уследить за всеми компаниями, использующими слово "Россия"», – считает юрист компании «Правовой аспект» Владимир Рюмин.