13 мая депутаты Госдумы отклонили принятие законопроекта «Об образовательных кредитах». Нормы, регулирующие данный банковский продукт, до сих пор так и не смогли обрести правовую силу.
Проектом предусматривался возврат кредита за счет будущих доходов выпускника учебного заведения, получившего образовательный кредит. По мнению депутатов, в представленном виде закон был рассчитан только на те области профессиональной деятельности, где достаточно высокий уровень доходов специалистов. Он не будет стимулировать подготовку специалистов с традиционно низким уровнем доходов (бюджетная сфера, образование, сельская медицина и так далее).
Стоит напомнить, что кредиты на образование уже предлагаются банками, в том числе и некоторыми местными. По своему принципу они все схожи с типовыми потребительскими. В большинстве кредитных учреждений республики процентная ставка по кредитам на образование колеблется в районе 18% годовых. Наиболее привлекательный кредит для оплаты учебы предлагает Сбербанк России по специальной программе, разработанной по рекомендации Минфина.
Татарстанские банковские специалисты считают – для того чтобы кредитные учреждения решились взяться за образование, нужны определенные гарантии от государства. Законодательно нужно обезопасить себя от рисков невозврата. С увеличением доступности получения образования количество студентов будет расти. При этом не все они смогут потом работать по полученной профессии, возникнет избыток специалистов. А значит, появляется вероятность, что заемщик попросту не сможет вернуть деньги. Правда в условиях изменения системы образования, когда количество бюджетных мест с каждым годом сокращается, число людей, обращающихся за займом, все равно будет продолжать расти.
По мнению ректора учебного центра «Финам» Ярослава Кабакова, основная причина, тормозящая принятие закона, в отсутствии единого понимания его целей. «Если банкирам нужно внятное правовое поле для деятельности, приносящей прибыль, то депутаты и представители Минобразования пытаются за счет этого закона решить задачу поддержки вузов и студентов по специальностям, которые имеют низкую рыночную стоимость и потому не интересны для банков в качестве заемщиков. Отсюда и сложности с законом, который бы устроил всех. «Идеального для всех» кредита на образование в текущих условиях получить невозможно. Может быть такой закон, который будет реально работать хотя бы для тех специальностей, где способны погасить кредиты. Для поддержки остальных должны развиваться уже существующие сейчас системы государственного субсидирования. Но именно их и пытаются устранить принятием единого закона, поскольку они создают предпосылки для коррупции».