У должников банков, злостных алиментщиков и неплательщиков штрафов с 1 февраля прибавилось проблем. Согласно введенным поправкам в законодательство «Об исполнительном производстве», у судебных приставов появилось гораздо больше прав для того, чтобы постучаться в их дверь. Даже если должника не оказалось дома, предусмотрена возможность проникновения специалиста в жилище без ведома хозяина. Правда это может произойти лишь с санкции руководителя подразделения приставов, в присутствии понятых и в целях исполнения судебного решения.
Как считают специалисты, основными «жертвами» нововведений станут клиенты банков, не выплачивавшие годами суммы по взятому кредиту. Число таких людей растет каждый год в арифметической прогрессии. Поэтому банкам приходится обращаться к услугам коллекторов или уже после суда к исполнительным приставам. Специалисты последней инстанции сейчас имеют не только право на вход в квартиру без согласия человека, но и могут наложить запрет на выезд за границу.
Такой способ уже начал практиковаться около года назад в нескольких регионах, в том числе и в нашей республике. Как сообщили в управлении федеральной службы судебных приставов по Татарстану, сейчас ограничен выезд более сотни должников банков, юридических и физических организаций. По мнению работников этой службы, запрет на выезд – одна из наиболее эффективных мер воздействия на людей. Чаще всего у них тут же находятся необходимые деньги для погашения задолженности.
Кстати, всего общая сумма по Татарстану, подлежащая фактическому взысканию, составляет 11 миллиардов рублей, а возвращенная часть возросла на 19,7 процента и составила четыре с половиной миллиарда рублей.
Теперь банкиры будут обязаны в трехдневный срок предоставить информацию, в том числе относящуюся к банковской тайне, по любым запросам приставов, связанным с исполнением решений судов.
Как высказывает свое мнение специалист ГК «Финальянс» Игорь Колганов, существует вероятность, что банкам теперь будет выгоднее работать с судебными приставами. «Если дело доходит до иска, то при новом законе вероятность возмещения невыплаченной суммы резко повышается. Раньше кредитные учреждения пытались не доводить разбор ситуации до суда, а сейчас они будут в этом заинтересованы».
По словам аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, расширение полномочий приставов до фактически полномочий судебных органов должно серьезно повлиять на возврат долгов – при этом граждане будут психологически более готовы уплатить долги, зная о полномочиях приставов. «Другое дело, что закон в том виде, каком он принят, скорее всего будет требовать дополнительных изменений, на практике расширение полномочий может повлечь за собой как невольные ошибки, так и намеренные злоупотребления. Вряд ли в данном случае банки будут отказываться от сотрудничества с коллекторскими службами. Коллекторы – это узкие профессионалы, со своей базой, своими связями и своими вполне эффективными методами работы. Банку гораздо удобнее и выгоднее работать с коллектором, чем с приставом, даже если учесть расширение их полномочий, при этом банку часто нет смысла доводить дело до суда – гораздо проще работать с коллектором, и никакие расширения полномочий приставов не заменят работу специализированных агентств-профессионалов»,– считает специалист.