![АВТОВАЗ готовится к удорожанию Lada Vesta. Модель получила новое оборудование, включая китайскую ESC Vesta получат 16-дюймовые колёса с новым дизайном | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/60/cf/7f60cf5180fba0859f2569a66efcc195/656x407_1_2da827a10e9925e9a255f733a6d2e5cf@1014x628_0xR0PqpvZD_9133847983039303852.jpg.webp)
На Lada Vesta возвращаются последние из недостающих опций: осенью стартуют продажи автомобиля с системой стабилизации, боковыми подушками безопасности, трехступенчатым подогревом сидений (сейчас он одноступенчатый), датчиками дождя и света и задним подлокотником. От этого оборудования АВТОВАЗу пришлось отказаться после начала СВО и ухода из России западных поставщиков, в частности компании Bosch, которая производила блоки ABS и ESP (системы стабилизации) на заводе в Самаре.
![Lada Vesta имела ESP Bosch в базовой комплектации с 2015 года. Ее шасси настраивали с учетом наличия системы стабилизации | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/27/b8/ba/27b8ba7c17b9308e1f308cef986d812d/656x492_1:5723_a1b343734ad996477d3725ae1960e4d0@1024x768_0xSJdkIgbL_0788033095806018981.jpg.webp)
Наиболее значимым является возвращение системы стабилизации. После возвращения на конвейер в 2023 году Vesta NG сразу получила АБС компании «Итэлма», которая собирает узлы по лицензии китайской компании Kesens в Костроме, но на возвращение системы стабилизации и ее калибровку ушел дополнительный год. Дорестайлинговая Vesta имела ESP в базовой комплектации и достаточно острые настройки шасси, спроектированного под использование системы стабилизации: при агрессивной езде у машины появлялась склонность к заносу, который гасила электроника. Упрощенные версии Vesta без этой системы имели более спокойные повадки, чтобы не провоцировать избыточную поворачиваемость.
![Кнопка отключения системы стабилизации на центральной консоли. Деактивировать ее можно только на скоростях до 57 км/час | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/91/69/88/916988f1cca097c092ffe75d5ed0e6cf/656x427_1_793e89715d028ebf27c6f1be17aea90c@1143x743_0xYDiDslBM_8060722057663632955.jpg.webp)
Выпуском систем стабилизации для «Вест» занимается та же компания «Итэлма» по лицензии китайской Kesens. Блоки АБС и ESP схожи и отличаются, например, количеством клапанов (8 и 12), поэтому их производство обычно происходит в одних цехах. В Костроме наладили сборку, но в планах — постепенная локализация гидравлической части узла, например изготовление и обработка алюминиевых гидроблоков и крышек. Однако электроника приходит из Китая с предустановленным «софтом», и ее локализация в обозримой перспективе маловероятна.
![Для сборки АБС и ESC на костромском заводе «Итэлма» используются роботы | Источник: пресс-служба компании «Итэлма»](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/a7/b8/7ba7b8617579a33c50e0655efd000ca7/656x437_1_f506f88970f2279a864c23ed7e779d15@1353x900_0xDPJTgM6l_3879609718211988371.jpg.webp)
Китайская компания Kesens, что интересно, моложе самой Lada Vesta и основана в 2016 году. Она специализируется на производстве электронных блоков для автомобилей, а также другого оборудования: датчиков, контроллеров, клапанов. У компании есть собственный исследовательский центр и производственные базы. «Итэлма» приобрела лицензию на продукцию Kesens и получила права на локализацию и адаптацию блоков.
В терминологии АВТОВАЗа система будет называться ESC (electronic stability control). Как и раньше, она доступна сразу в базовой версии. Помимо борьбы с заносами, система предотвращает пробуксовку колес на старте, помогает тронуться с уклона, а также включает весь функционал ABS. Система ESC будет отключаемой до скорости 57 км/час, что иногда полезно при езде по сыпучим покрытиям и в грязи.
Появятся и новые опции, ранее для Vesta недоступные: передние датчики парковки, система контроля слепых зон, светодиодные противотуманные фары с функцией подсветки поворотов, обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла.
![Весной возобновился выпуск Lada Vesta с автоматической трансмиссией: китайскими вариаторами WLY | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/67/5f/36/675f36f5b5d78f56b3cdd30bbc1fc441/656x370_1:5723_d84468c6c49ea8090f9334bfc35a357c@1500x844_0xubn0dCvy_7012512094283933822.jpg.webp)
Производство машин в новых комплектациях уже стартовало, но продажи начнутся осенью. Тогда же станут известны цены, и, с большой вероятностью, модель подорожает. Последний раз АВТОВАЗ увеличивал цену на Lada Vesta осенью прошлого года, а в мае и августе 2024 года, когда Lada Granta подорожала в общей сложности на 70 тысяч, цена Vesta в большинстве комплектаций сохранялась. Теперь же у АВТОВАЗа появляется хороший повод поднять минимальную стоимость модели, так как ESC включена в базовую версию. В прежние времена доплата за систему стабилизации обычно составляла в районе 30 тысяч рублей, вероятно, сейчас наценка получится выше.
Увеличение стоимости Lada Vesta может обострить ее конкуренцию с китайскими моделями, которые в течение последних девяти месяцев ощутимо подешевели. В июле продажи Lada Vesta оказались ниже, чем в предыдущие месяцы, и повышение цен, несмотря на возврат опций, может охладить спрос еще сильнее. Поэтому у АВТОВАЗа есть козырь в рукаве: пролоббированное им повышение утилизационных сборов, первый раунд которого намечен на 1 октября 2024 года, второй — на 1 января 2025 года. Для конкурентов Lada прибавка в утильсборе составит 367 тысяч рублей, что, вероятно, позволит АВТОВАЗу безболезненно поднять стоимость моделей на 100–200 тысяч.
Ранее мы рассказывали о том, почему так плохо продается «Москвич-6».