Авто эксклюзив «Дают косточку ребенку, чтобы он не скулил»: питбайкеры, на которых жалуются в Татарстане, — кто они и как с ними бороться?

«Дают косточку ребенку, чтобы он не скулил»: питбайкеры, на которых жалуются в Татарстане, — кто они и как с ними бороться?

Байкеры со стажем считают, что в безрассудстве юных водителей питбайков виноваты в первую очередь их родители

По правилам, ездить на питбайках можно лишь по бездорожью, но в Татарстане многие закрывают на это глаза

В последнее время жители Татарстана активно жалуются на подростков на питбайках, не соблюдающих правила дорожного движения, попадающих в ДТП и представляющих угрозу не только для себя, но и окружающих. Этим летом произошел резкий рост аварий с участием питбайкеров: с момента начала мотосезона произошло 34 аварии, в которых пострадали более 40 человек и погибли двое.

Само слово «питбайк» стало звучать всё чаще: в Госавтоинспекции РТ просят помнить, что ездить на них могут лишь татарстанцы старше 16 лет, а глава республики в своем личном телеграм-канале обращается к родителям, закрывающим глаза на возрастные ограничения.

Мы узнали, чем же опасны питбайки, почему они так полюбились подросткам и какие санкции грозят тем, кто ездит на них, не соблюдая банальные правила дорожного движения.

Спортивный инвентарь не для города

Что же такое «питбайк»? Если коротко, то это небольшой компактный мотоцикл, который обычно используют в мотокроссе. Название pitbike происходит от английских слов pit (яма) и bike (велосипед), что отражает его использование на кроссовых соревнованиях. У него маленькие колеса, он прост в управлении и обучении езды на нем, легкий по весу и компактный.

У питбайка отсутствуют фары, поворотники, зеркала заднего вида. Это делает его несовместимым с обычным дорожным движением. По правилам, питбайки используют для обучения детей, подростков и новичков управлению мототехникой за городом. Для начинающих водителей, желающих научиться управлять мотоциклом в будущем, это лучший вариант.

Законодательством РФ статус питбайков четко не определен, но мини-мотоциклы официально продаются именно как спортинвентарь. Вне зависимости от возраста водителя права на питбайк не нужны. Однако следует учитывать то, что мини-мотоцикл должен использоваться исключительно для езды по бездорожью. А до места назначения питбайки должны доставляться строго на прицепе или в кузове грузового автомобиля.

Чем чреваты нарушения?

Получается, что ездить на питбайках по городу категорически нельзя. И нарушившему водителю, достигшему 16-летнего возраста, грозит штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей за управление транспортным средством без получения водительского удостоверения и штраф в размере 500–800 рублей за управление питбайком, не зарегистрированным в установленном порядке.

В случае если водителю меньше 16 лет, отвечать за него должны родители или официальные опекуны.

Сложности возникают с тем, что питбайки, предназначенные только для езды по бездорожью, с точки зрения законодательства, вообще не относятся к транспортным средствам. Более того, являющиеся спортинвентарем питбайки невозможно поставить на учет в ГИБДД. Соответственно, оштрафовать водителя такого средства передвижения за езду по дорогам общего пользования без прав юридически оснований нет.


В Госавтоинспекции РТ неоднократно подчеркивали, что водить питбайк в республике разрешено лишь тем, кому уже исполнилось 16 лет, при этом водители должны были обучиться в автошколе и иметь водительское удостоверение необходимой категории. На деле же на мини-мотоциклах чаще всего гоняют подростки, причем без какой-либо экипировки.

«Дают косточку ребенку, чтобы он не скулил»

Российский байкер и координатор мотосообщества Арсений Райский объяснил корреспонденту 116.RU, что питбайк — это кроссовый мотоцикл для бедных.

— Он создает ложное ощущение дешевизны и простоты, что ты как будто получаешь быстрый и легкий доступ в мир мотокросса. Всё это пошло от аттракционов развлекательных, по типу пары часов покатушек с инструктором, — отмечает эксперт.

По мнению Райского, проблемы с питбайками и жалобами на них можно было бы избежать, если бы родители задумывались над тем, что они покупают своим собственным детям. Если бы взрослые для начала изучали хотелки своих отпрысков до покупки.

— Родители пытаются подарить ребенку шоколадку для счастья, не понимая толком, что это такое. Я бы рекомендовал родителям самим откатать месяц на питбайке: понабиваться грудью об руль в поле, ударяться о деревья, долбануться ключицей, спускаясь по ступенькам... И после уже принимать решение. Они дают косточку ребенку, чтобы он не скулил у них на кухне, а ревел мотором где-то подальше, в соседней деревне.

Байкер считает, что до покупки питбайка родителям нужно от и до изучить все нюансы этого увлечения. И понять, насколько это опасный вариант. Он подчеркивает, что для тех, кто хочет порадовать свое дитя, в первую очередь нужно включать голову.

— Про ту же экипировку напрочь забывают. Иногда смотришь: ладно хоть он в шлеме ездит. Но защита коленей где? Елки-палки! Всех подкупает статус спортинвентаря, дешевизна, ну и огромная «серая» зона со стороны закона в вопросе наказаний за нарушения. По-хорошему нужно идти в мотошколу и учиться нормально, — уверен Райский.

«Давайте не будем тормозить прогресс»

Средняя стоимость питбайка в Татарстане — 100 тысяч рублей. Можно найти модели и дороже, но также много вариантов и в районе 80–90 тысяч. Родители юных питбайкеров в разговоре с нашим корреспондентом признались, что не видят ничего опасного в таком средстве передвижения по пригороду. Особенно спокойны татарстанцы, всю жизнь прожившие в деревнях.

— Наши дети чуть ли не с рождения гоняли на велосипедах без каких-либо шлемов, наколенников и прочей ерунды для городских. Не все могут позволить себе купить мотоцикл, чем питбайки не угодили? — возмущена мать питбайкера из Верхнеуслонского района Лейсан. — Ребенок хорошо чувствует этот маленький байк, он маневренный, и можно быстро добраться по делам. Ну и нравятся они им, голова на плечах есть — значит, и насчет аварий переживать не стоит.

С жительницей Татарстана отчасти согласен и казанский автоюрист Владлен Копвиллем. Он уверен, что ничего страшного в самих питбайках нет. Нужно лишь озаботиться установлением свода правил для управления ими.

— Давайте не будем тормозить прогресс. В самих питбайках ничего страшного нет, запрещать их зачем? Просто рано или поздно для этого вида транспорта появятся такие же требования, как и к автомобилистам. Обязательными станут номерные знаки, чтобы можно было отследить участника ДТП. Если питбайк был взят напрокат, должна быть возможность отследить, кто его брал. Появятся штрафы — будет более ответственное отношение, — объясняет юрист.

Напомним, ранее мы рассказывали о другом модном увлечении молодежи — фурри. Сама того не желая, интерес к ним пробудила детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец. Высказавшись резко против фанатов антропоморфных животных на форуме безопасного интернета, она не только вызвала волну гнева у казанских фурри, но и заставила тех, кто раньше о них ничего не знал, поискать необходимую информацию.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
«У многих пластические операции»: скрипачка рассказала, как на самом деле живут в Саудовской Аравии
Анна Аберле
музыкант из Тюмени
Мнение
«Денег либо очень мало, либо совсем нет». Откровения 15-летнего школьника, который путешествует на электричках по России
Владислав Крутов
автор канала «Krutov's live»
Рекомендуем
Объявления