Недавние изменения похороненной заживо процедуры техосмотра породили слух, что масштабной реформы не будет — дескать, власти ограничились легким «рестайлингом». На самом же деле технические изменения являются лишь первым этапом революции, которая вернет техосмотр из небытия.
Капли под запретом
Нынешний пакет изменений выглядит буквоедством. Например, в прежней редакции допускалось каплепадение рабочих жидкостей с частотой менее 20 капель в минуту, теперь же никаких капель.
Огнетушитель должен удовлетворять требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011 — раньше ограничивался лишь минимальный объем в 2 литра. В автомобиле должна быть аптечка: ее необходимость прописана в ПДД, но упущена в прежней редакции правил ТО.
Рабочим должен быть усилитель руля, если он предусмотрен конструкцией, шипованные шины должны быть на всех четырех колесах, а тонирование фар и их модификации запрещены, кроме специальных шторок для коррекции светового пучка.
Для чего нужно подобное крючкотворство? Комментирует автоэксперт Юрий Панченко:
— На самом деле, эти изменения формальны и продиктованы необходимостью привести правила техносмотра в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который и является основополагающим документом в данной области. Раньше между ним и правилами техосмотра были незначительные расхождения, сейчас их устранили. Но это не значит, что глобальная реформа техосмотра, о которой говорили еще в прошлом году, сведется лишь к этим правкам — большая часть предлагаемых изменений относилась к иным нормативам, которые могут быть изменены в ближайшее время.
Техосмотр достиг дна
На днях я отправился проходить техосмотр честным образом. Продлить его заочно предложили страховые агенты, но из журналистского любопытства я решил посетить пункт ТО.
Если два года назад мой автомобиль хотя бы осмотрели, проверили светораспределение фар и попеняли на отсутствие аптечки, то в этот раз я приехал и с огнетушителем, и с аптечкой, но не понадобилось ничего. Пока я оплачивал услугу в банковском терминале рядом с окошечком для приема документов, из самого окошечка появилась рука с готовой диагностической картой. Автомобиль стоял у ворот пункта, но оператор даже не посмотрел на него. Его интересовали два вопроса: есть ли сколы на лобовом стекле и марка шин. За всю услугу я заплатил 700 рублей с учетом какого-то сбора и, по ощущениям, здорово переплатил: эти 700 рублей за листок формата А4.
Знакомый заплатил чуть больше — 1000 рублей — и получил диагностическую карту на руки без посещения пункта ТО. Вряд ли он много потерял.
Смерть техосмотра можно признать окончательной. Виновато и популистское решение правительства передать в 2011 году контроль над процедурой страховщикам, и сами страховщики, которые выбрали путь наименьшего сопротивления и отстранились от какой-либо работы с пунктами техосмотра.
Техосмотр есть во всех странах с высокой автомобилизацией. В России же, где половину автопарка составляют автомобили в возрасте старше 10 лет, нормальный техосмотр необходим тем более — как минимум, чтобы убрать с дорог автомобили, владельцы которых плюнули на их состояние.
Что нас ждет
Первый шаг: это наделение Ространснадзора полномочиями по контролю пунктов ТО. Будут как внеплановые рейды, так и проверки по жалобам граждан. Подозрительные пункты вычислят и статистически, сопоставляя их предельную пропускную способность и количество выданных диагностических карт. За нарушения грозит крупный штраф и приостановка лицензии, но это далеко не всё.
По инициативе Минэкономразвития в Уголовный кодекс планируют ввести статью 264.2 УК, которая предусматривает для сотрудников-фальсификаторов штраф до 80 тысяч рублей либо принудительные работы на срок до четырех лет. Последнее наказание довольно сурово: принудительные работы близки по смыслу заключению в колонии-поселении. В случае коллективного сговора штраф вырастает до 500 тысяч, а срок работ — до пяти лет. Если же из-за недосмотра автомобиль угодит в аварию, сотрудникам пункта грозят уже реальные сроки.
Развалу системы ТО способствовало исключение диагностической карты из списка документов, которые водитель обязан возить с собой, а также отсутствие штрафа за подобное нарушение — сегодня она проверяется лишь при покупке полиса ОСАГО. Минэкономразвития предлагает вернуть штраф в 800 рублей, а проверять наличие карты смогут… камеры видеофиксации. Для этого бумажные диагностические карты заменят электронными, проще говоря, записями в базе данных АИСТО. Правда, почему-то ее планируют передать от МВД в ведение РСА, который уже угробил техосмотр единожды.
Не первый год обсуждается очевидная идея обязать операторов техосмотра снимать всю процедуру на видео и хранить записи. Почему эта мера до сих пор находится в стадии подающей надежды, не ясно — видеозапись явлется веским доказательством реальности техосмотра как для пункта ТО, так и для владельца автомобиля.
Кому нужно проходить техосмотр
Первый раз его делают на третий год календарной жизни автомобиля, например, если он был выпущен в декабре 2017 года, первое посещение пункта ТО необходимо в 2020 году (перед покупкой полиса ОСАГО). Следующие два посещения делают с интервалом раз в два года (то есть в 2022 и 2024 годах), а затем ежегодно.
Нужно ли возрождать систему техосмотра?
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Артем Краснов