Критическую оценку действующей поддержки автопрома дало Минэкономики, пишет «Коммерсант». В ведомстве считают, что программы утилизации, трейд-ина и субсидированного кредитования, с одной стороны, себя исчерпали, с другой, они мешают отрасли перейти в «новые экономические реалии». Отмечается, что активная господдержка рынка в 2008-2009 годах и при нынешнем спаде привела к тому, что с рынка не ушли те, кто должен был уйти, а главное, по мнению Минэкономики, автопроизводители не предпринимали мер для повышения экономической эффективности российского производства.
Ведомство предлагает изменить адресата госпрограмм и направлять средства не на стимулирование потребительского спроса, а на развитие отрасли, НИОКР, автокомпонентной отрасли и экспорта автомобилей. Проще говоря, больше денег должны получать те, кто более эффективно использует возможности своих российских заводов.
По оценкам Минэкономики, к 2020 году объем рынка составит лишь 2 млн автомобилей, что примерно в 2 раза ниже оптимистичных прогнозов начала десятых годов, когда компании активно вкладывались в строительство заводов в России. Таким образом, создаются избыточные производственные мощности, и в настоящий момент недозагрузка российского автопрома (включая иностранных автосборщиков) составляет 40%. В этих условиях поголовная поддержка невыгодна, поскольку не дает освободить рынок компаниям, которые не намерены серьезно вкладываться в российское производство и экспорт.
Глава Минпромторга Денис Мантуров согласился с коллегами в том, что нынешние программы стимулирования не дают нужного эффекта, однако, по его мнению, отказываться от стимулирования спроса не надо: нужно лишь менять формат. В частности, он упомянул программы «Автомобиль для села», «Первый автомобиль», «Русский тягач» – во всех случаях речь идет о господдержке определенных категорий покупателей.