В прошедшие выходные ездил за город. Прекрасная, отремонтированная дорога. Разметка нанесена. Солнышко светит. Было желание ехать и ехать. Даже мысли о будущем не могли испортить настроение.
Понятно, что максимум через месяц разметка уйдет под снег и станет невидимой навсегда – она сойдет вместе со снегом. Впрочем, вместе со снегом сойдет и асфальт. После «грозы в начале мая» цикл жизни дороги повторится. Но это будет когда-то очень далеко в будущем. А прелестная дорога – вот она, здесь, сейчас.
Настроение не испортили и грибники. Оставляют автомобили на обочине, не подозревая, что при возвращении обратно могут заплатить за стоянку тысячу рублей. Натурально, дешевле купить грибы, чем бросать автомобиль, где ни попадя.
Конечно, не на каждой дороге за остановку на обочине штрафуют. Но с недавних пор возле Челябинска появилась автомагистраль – скоростной участок дороги М5 Москва–Челябинск длиной в 24 км. Впрочем, правила едины для всей России.
А водители не удосужились заглянуть в ПДД, чтобы освежить память. А потому нарушают Правила движения по автомагистрали сплошь и рядом.
Для начала. Разрешенная скорость движения на автомагистрали для легковых автомобилей – 110 км/ч.
Поскольку автомагистраль – скоростная дорога, то с нее убираются все движимые и недвижимые препятствия: никто и ничто не должно мешать движению с большими скоростями.
Пример с недвижимыми препятствиями – отсутствие полноценных перекрестков. Все пересечения с другими дорогами – в двух уровнях. То есть эстакады обязательны. При движении на больших скоростях для снижения риска лобовых столкновений на дороге должна присутствовать разделительная полоса. Эти два основных признака автомагистрали вынесены прямо на знак.
На автомагистрали не должно быть железнодорожных переездов, трамвайных путей, пешеходных переходов.
Если автомагистраль проходит вблизи населенных пунктов, то в обязательном порядке ставятся шумовые экраны, которые помимо прочего защищают магистраль от домашней птицы и животных.
Более того, при необходимости гонять скот с одной стороны дороги на другую под ней прокладывают тоннель.
Движимых препятствий на автомагистрали также не должно быть. Не можешь ехать 40 км/ч и выше – нечего делать на скоростной дороге. Потому велосипедистам и мопедам въезд на автомагистраль заказан. По аналогичной причине по ней запрещено ходить и пешеходам.
Стоящие на обочине автомобили также создают помехи для движения с большими скоростями. Потому даже на обочине остановка запрещена. Разрешается останавливаться только на специально оборудованных площадках. Перед ними и после них обязательно будут полосы торможения и разгона. Если вы захотели посреди поля тормознуть на обочине, то вы будете снижать скорость на проезжей части, создавая опасную ситуацию.
В случае вынужденной остановки на обочине скоростной дороги водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если в бачке омывателя закончилась незамерзайка, то останавливаться необходимо, но извольте включить аварийку и выставить знак.
Если вынужденная остановка произошла на проезжей части, то автомобиль как можно быстрее нужно вытолкать на обочину. Как показывает практика Москвы, где скоростные дороги – обычное дело, от вынужденной остановки на проезжей части до наезда на стоящий автомобиль проходит 5-10 минут (жуткий пример).
Напрягают на автомагистрали водители, для которых все ПДД свелись к одной фразе: если я еду не быстро, значит ПДД соблюдаю. По аналогии: тише едешь – дальше будешь. Данный подход неприемлем для скоростных дорог. Если ты тише едешь, значит ты – опасность. Ладно, если в соответствии с правилами, которые действуют на любых дорогах вне населенных пунктов, водитель едет по возможности правее. Находятся идиоты, которые выпрутся на левую полосу и едут 60-80 км/ч. Самоубийцы – не иначе. Понятно, что таких водителей штраф в 1500 руб. за нарушением правил расположения транспортного средства на проезжей части не остановит. Для них имидж – дороже здоровья.
Догоняешь такого, повисишь у него на хвосте с полкилометра – никакой реакции. Перестраиваешься с повротником в правую полосу – ноль эмоций. Опережаешь – взгляд презрения. «Титаник» и «Аврора» в одном флаконе. Хотя, скорей, варяг: все вокруг враги, а он один Д'Артаньян. Вспоминается Борис Слуцкий: «Шел корабль своим названием гордый, океан пытаясь превозмочь…»
Ну, да и бог с ними, таких немного. За сто километров «варягов» разве что с десяток набралось.
Естественно, что автомагистраль – всегда главная дорога. Въезды и выезды на автомагистраль – исключительно нерегулируемые перекрестки. Те, кто движется по автомагистрали, имеют преимущество, те, кто выезжает на автомагистраль, обязаны дорогу уступать.
В заключение. ПДД содержат нормы, которые применяются в реальной жизни крайне редко. Автомагистраль для российской глубинки – экзотика. Но это не значит, что правила движения по скоростным дорогам становятся необязательными. Лично я делю память водителей на два состояния: либо водитель ПДД знает, либо не знает. Промежуточные состояния исключены.
Для несогласных напоминаю, что с определения автомагистрали начинается п. 1.2 ПДД. Третий абзац правил!
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора