Волна подорожания топлива прошлась почти по всей России. Ну как волна – пока это мелкая зыбь, которая лишь со временем может превратиться в шторм. Напомню, что дважды, в начале года и в апреле, увеличивались акцизы, а очередным возмутителем спокойствия станет грядущий переход на топлива пятого экологического класса (уже с 1 июля).
А значит, мало-помалу нам нужно привыкать ездить экономично. Некоторые считают, что это жутко скучно, но я не вполне разделяю это мнение. Во-первых, экономично – не значит медленно, во-вторых, если обычная езда по городу – это что-то вроде игрушки-симулятора, то экономичная – то же, но с элементами стратегии. Вот семь моих способов экономить.
Чаще использовать торможение двигателем. Когда вы отпускаете педаль газа при включенной передаче, двигатель переходит в режим принудительного холостого хода: подача топлива отключается, а шевеление поршней поддерживается за счет инерции автомобиля. Это позволяет ехать, расходуя не топливо, а кинетическую энергию, запасенную ранее. В некотором смысле это похоже на рекуперацию энергии в современных гибридах, только без всей электромеханической мути. Правда, «автоматы» обычно не совместимы с принудительных холостым ходом – не зря их считают ущербными (шутка).
Разгоняться быстро, ехать равномерно. Неверно думать, что плавный и тягучий разгон позволяет много сэкономить: мгновенный расход топлива меньше, но и времени уходит больше. С точки зрения физики количество топлива, требуемое для разгона, в первую очередь зависит от конечной скорости (кинетической энергии), а не быстроты ее набора. Есть пара нюансов, но в целом это так. Поэтому разгоняться можно в достаточно шустрой манере – не обязательно быть первым, но и отставать от потока смысла нет.
А вот дальше требуется магия, чтобы выбрать скорость, которая позволит как можно дольше поддерживать ее с учетом режима работы светофоров и прочих факторов. На этой скорости нужно ехать равномерно и на высшей из возможных передач. Маленькая подсказка: оптимальная скорость, как правило, заметно ниже максимальной.
Люди с экстрасенсорными способностями экономят больше, ведь иной раз достаточно ехать 40 км/час, чтобы везде успеть и не сжечь лишнего. На свободных участках очень помогает круиз-контроль, который исключает паразитные «подгазовывания» и экономит 0,5-1 л/100 км/час.
Выбирать оптимальный ряд. В городе приезжает быстрее и тратит меньше тот, кто помимо спинного мозга задействует головной. То бишь хорошо понимает логику движения потока и выбирает наилучший ряд. Иногда полезно чуть отпустить поток, чтобы посмотреть, какой из рядов окажется короче, когда сверхбыстрые парнокопытные займут партер. Довольно часто получается без лишней спешки объехать по правому ряду тех, кто 200 метров назад сжег лишнюю стопку топлива в попытке доказать, что его движок в натуре выдает 150 л.с. Идеальным вариантом является попадание в зеленую волну, хотя в моем родном Челябинске светофоры принципиально настроены без зеленых волн.
Правильно греть машину. Здесь важно избегать двух крайностей: ехать на холодной машине (что вредно для нее) и слишком долго греть мотор на холостом ходу. Прогрев в этом случае замедляется, а топливо расходуется впустую.
Заправляться правильным бензином. Во-первых, далеко не всегда бензин с низким октановым числом выгоден: бывает, что увеличение расхода топлива нивелирует разницу в цене. Это индивидуально, поэтому требует экспериментов. Во-вторых, сами бензины разные, и даже в рамках требований ГОСТов их энергоемкость на единицу объема (а покупаем мы в литрах) может различаться весьма существенно. Поэтому если уж хотите сэкономить, нужно смотреть не цену литра, а вычислять стоимость километра пробега. Иногда дорогой бензин выгоднее.
Соблюдать скоростной режим. Мы привыкли считать, что ограничения скорости нужны исключительно ради безопасности. Но в той же Германии, например, есть тенденция переделки безлимитных автобанов в «лимитные» именно ради снижения выбросов вредных веществ и потребления топлива. Мгновенный расход имеет близкую к кубической зависимость от скорости, километровый – почти квадратичную (в реальности чуть более пологую). Так, езда на 110 км/час против 90 км/час ведет к увеличению расхода примерно на треть.
Бонус-трек: лучший способ экономить бензин – обходиться без машины. Один день пешеходства в неделю снижает расход топлива на 20%.
Ну и напоследок: экономичная езда иной раз порождает азарт из серии «а 5 л/100 км получится?» Но везде есть золотая середина. Понятно, что для экономии можно тащиться целый квартал на 28 км/час, но тогда каждая божья тварь (включая насекомых) сочтет вас новичком или лузером и будет выпрыгивать перед вами в совершенно беспардонной манере. Безопасность все равно в приоритете.
Фото: Фото Олега Каргаполова