С детства я люблю кататься на велосипеде. Железного коня оседлал в пять лет, потом мне был подарен шикарный продукт советского велопрома «Школьник». Вскоре его отправили в утиль, потому что я, нарезая круги у фонтана, «вскопал» носом приличную часть асфальта. Прошло много лет, и двухколесного друга я променял на четырехколесного с полным приводом и автоматической коробкой передач. С тех пор в моей душе зародилась крохотная частичка злости на всех велосипедистов.
С годами комок негатива увеличивался в объеме, пока не занял объем всего моего тела и пространства вокруг него. Не подумайте, что я из тех водителей, кто раздражается на любой сторонний транспорт на дороге, кроме автомобилей. Нет, я не такой. Я и сам до сих пор люблю кататься на велосипеде. Однако то, что происходит в реальной жизни, не поддается нормальному восприятию. Каждый год я с ужасом жду, что сойдет снег и на дорогах появятся тысячи обладателей велосипедов, которые о ПДД слышали мельком, да и то от друзей, которые пошли учиться в автошколы. И я не имею в виду детей. Большинство из них – взрослые люди. Их поведение на дороге удивляет: неужели человек так низко оценивает собственную жизнь?
Первое и главное, что раздражает любого водителя, – проезд пешеходных переходов. Именно проезд! Редкий велосипедист знает, что по зебре необходимо ходить ногами, а не ехать на транспортном средстве. Нельзя у нас ездить подобным образом. Другая часть велолюбителей заявляет, что так быстрее, чем тормозить, слезать с седла и идти. Да, быстрей, но представьте, что вы едете с приличной скоростью по тротуару и неожиданно для всех водителей сворачиваете на пешеходный переход. Не зря ведь говорят, что Правила дорожного движения написаны кровью. А последние поправки в них, где пояснили, что все же нужно слезать с «коня» и идти ногами по зебре, – написаны кровью, болью и множественными переломами костей велосипедистов.
Еще одна головная боль – маневры. Неужели так трудно показать рукой, куда ты перестраиваешься или поворачиваешь? Можно парировать, что и водители забывают включать поворотники. Не спорю, есть и такие, но не абсолютное большинство. За все время вождения мне посчастливилось всего лишь раз видеть велосипедиста, который рукой показывал, что будет поворачивать налево.
Следующим пунктом станет претензия не водителя, а пешехода. Зачем летать по тротуарам? Вас понять можно: велосипедных дорожек в городе нет, а на дорогу выезжать опасно. Однако велосипедист забывает, что сам представляет опасность для пешеходов. Простите, но тротуары у нас для ходящих, а не едущих. И нечего сигналить, свистеть и строить недовольные гримасы, когда вас не пропускают. Удивительно, как еще не появилось движение «СтопВелоХам». А следовало бы, давно напрашивается.
Не буду лукавить, но хамоватого отношения водителей к велосипедистам тоже хватает. Если вы хотя бы раз проедетесь по краю правой полосы на велосипеде, то за этот короткий промежуток времени перед глазами пронесется вся жизнь. Когда я на двух колесах выехал на улицу Братьев Кашириных, то такого количества адреналина не испытывал, даже когда вспахивал лицом асфальт в детстве. Мимо пролетали дорогие и не очень автомобили. Скорость свыше 80 километров в час. В какой-то момент я начал полагать, что меня вынесет на обочину ударной волной, которую оставляли за собой машины.
И это еще не все. Водители категорически отказываются пользоваться такой удобной функцией, как зеркала. Трое моих друзей, любителей велосипедов, пострадали от перестраивающегося вправо транспорта. Причем двое оказались под колесами маршруток, водители которых на ломаном русском языке заявляли, что велосипеду не место на дороге.
Что же делать? На мой взгляд автолюбителя, велосипедисты должны серьезно изменить свое отношение к езде на дорогах и тротуарах. В первом случае у них нет второй жизни в запасе, а во втором – не нужно калечить пешеходов. Владельцы двухколесного транспорта всегда твердят о взаимовежливости. Однако как уважать людей, которые наплевательски относятся к Правилам дорожного движения, автомобилистам и обычным людям? Перестаньте проезжать пешеходные переходы, прекратите ездить между рядами машин, начните сигнализировать о своих намерениях, возьмите за правило надевать светоотражающую одежду (да, вас действительно не видно в темное время суток), прочтите уже наконец-то небольшую книжицу ПДД.
Отдельно хочется обратиться к родителям, которые покупают велосипеды своим чадам. Жизнь и здоровье вашего ребенка стоят намного дороже времени, которое вы потратите на изучение правил с будущим маленьким участником дорожного движения. Не ленитесь и учите этому детей с того момента, как они начнут строить слова в осмысленные предложения. А еще лучше – собственным примером показывайте, как нужно вести себя на дороге.