Депутаты Калининградской области предложили ужесточить наказание за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора вплоть до лишения прав. Поддерживаете ли вы инициативу?
Нынешнее предложение – это увеличение штрафа до 3000 рублей и введение альтернативы в виде лишения прав на 4-6 месяцев (как за встречку). А вот за повторное нарушение предлагают безальтернативное лишение на срок до 1,5 лет, тогда как сейчас можно отделаться штрафом в 5 тысяч рублей.
В настоящий момент за проезд на запрещающий сигнал светофора статья 12.12 КоАП предусматривает штраф в 1000 рублей, за повторное нарушение – штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Последнее возможно по решению суда, если водитель был пойман инспектором ГИБДД лично, тогда как камеры видеофиксации выписывают только штраф. Заступ за стоп-линию наказывается штрафом в 800 рублей.
Проезд на запрещающий сигнал светофора является самым недооцененным типом нарушений как с точки зрения размера штрафа, так и его применимости. Проезжающих на красный видишь в городе регулярно, пойманных на этом – крайне редко. Усиление ответственности за определенные правонарушения обычно означает начало «тематических кампаний» ГИБДД, поэтому в случае принятия законопроекта стоит ожидать волны спецопераций по отлову тех, кто плохо различает цвета светофора.
Успеть на желтый
Вообще проезд на красный происходит по трем причинам:
Водитель считает, что никому не мешает (этакий крадущийся тигр – характерно, например, для маршрутчиков и владельцев «элитных» машин).
Водитель не заметил светофора или стрелки, что порой случается в незнакомых местах и актуально для пьяных водителей.
Водитель полагал, что успеет миновать перекресток, но влетает уже на желтый или ранний красный.
С первыми двумя категориями все более-менее понятно, и здесь штраф полностью применим. Тем более в скором времени видимость дополнительных секций светофор будет усилена за счет появления у них красного сигнала (а не только зеленой стрелки).
Но большая часть аварий происходит по третьему сценарию, а с ним сложнее из-за некоторых двусмысленных формулировок ПДД. Так, согласно правилам, запрещающим сигналом является и желтый свет, игнорирование которого должно караться теми же мерами. Но также в ПДД есть пункт 6.14, который разрешает проезд на желтый в случае, если водитель не способен остановиться перед перекрестом без экстренного торможения. Поскольку внятных критериев экстренного торможения нет, в ПДД появляется неоднозначность, которой пользуются все кому не лень. Поддал газу перед перекрестком, и вот ты уже действительно не способен остановиться без экстренного торможения.
Пункт 6.14 ПДД разрешает водителям проезд перекрестка, если при включении желтого сигнала светофора они не успевают остановиться без экстренного торможения в местах, оговоренных в п. 6.13 ПДД. А именно при наличии стоп-линии в виде разметки или знака – перед ней, при отсутствии – перед пересекаемой проезжей частью, но без помех пешеходам. В других местах, например перед пешеходными светофорами, необходимо останавливаться перед самим светофором, не создавая помех пешеходам.
При этом зеленый никогда не гаснет внезапно: в среднем время его «моргания» составляет 2-3 секунды, за которые любой нормальный водитель способен либо въехать на перекресток (если он близко), либо спокойно остановиться. В контексте вопроса пункт 6.14 ПДД выглядит лишним, а главное – очень расхолаживающим.
Как бы то ни было, он есть, и остается вопрос: если ГИБДД начнет массовую кампанию по отлову светофорных нигилистов, какова будет практика наказания для «желтоцветников»? Видимо, их просто исключат из уравнения и будут карать лишь тех, кто въехал на перекресток на «откровенно красный». Но тогда именно самый массовый вариант нарушения останется за рамками, и смысл нововведения потеряется. В противном же случае количество спорных ситуаций зашкалит, и юристы получат новый фронт работ. Анализировать в каждом случае возможность экстренного торможения для данного автомобиля и данных дорожных условий – задача нереальная. А наказание «по умолчанию» тоже не вариант, ибо из таких прецедентов и складывается полное недоверие россиян к властям.
Попутно уточним, что пункт 6.14 разрешает проезд перекрестка, если вы не успеваете затормозить без экстренности перед стоп-линией (когда она есть). При этом от стоп-линии до перекрестка в отдельных случаях может быть еще метров 20. И на широких перекрестках, если водитель решает воспользоваться своим правом проезда на желтый, маневр выглядит совсем беспределом: «успевальщик» покидает пересечение этак через 5-7 секунд после включения красного, создавая реальные помехи.
Между двух огней
Представьте широкий перекресток с трамвайными путями, отчего скорость потока составляет 1,5 км/час. Вы проезжаете стоп-линию на зеленый, проезжаете границу перекрестка (по скруглениям) на зеленый, и тут бац – желтый. Далее следует моральная дилемма: проехать или встать? Строго говоря, вы въехали на перекресток на разрешающий сигнал и по правилам имеете право выехать в любом разрешенном направлении (п. 13.7 ПДД). Но в реальности этот маневр будет не понят другими водителями, да еще создаст пробку, пока медленный хвост освободит перекресток. Некоторые в такой ситуации предпочтут остановиться там, где застал желтый. А вот как будет интерпретироваться сотрудниками ГИБДД или камерами нахождение машины за стоп-линией и/или на самом перекрестке при запрещающем сигнале – вопрос.
В предыдущем примере водитель успел въехать на перекресток на зеленый. Но бывают и более щекотливые ситуации. Так, расстояние между стоп-линией и границей перекрестка может составлять этак пять корпусов автомобиля. Представьте, что вы проехали стоп-линию на разрешающий сигнал, но при приближении к перекрестку «поймали желтый». Ехать или стоять? Формально у вас уже нет возможности остановиться там, где того требует п. 6.13, а значит, можно продолжать движение (п. 6.14 ПДД), но во многих случаях такой алгоритм будет противоречить здравому смыслу: слишком уж опасно выезжать на перекресток, когда вот-вот тронутся машины и пешеходы с пересекаемых направлений. К тому же в этом случае вы въедете на перекресток при запрещающем сигнале, что может быть интерпретировано камерами видеонаблюдения как явное правонарушение по ч. 1. ст. 12.12 КоАП, тогда как остановка за стоп-линией повлечет штраф по части второй той же статьи.
Камерный вопрос
Основные надежды по борьбе с летунами на красный связаны с камерами видеофиксации, потому что отлов в ручном режиме малоэффективен. Но камеры не могут лишать прав, и, видимо, дело ограничится штрафами в 3000 рублей. Впрочем, если наказания станут систематическими, это возымеет действие.
При этом остаются вопросы к алгоритмам действия камер: будут ли они учитывать все нюансы, особенно касающиеся проезда перекрестка в пограничных ситуациях? Как быть, если разметка плохо видима или отсутствует? Или когда знак стоп-линии установлен не по ГОСТу, ведь его часто вешают на столб со светофором, хотя по нормативам он должен располагаться до светофора.
Современные камеры умеют распознавать как заступ автомобиля за стоп-линию, так и проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. В частности, такими способностями наделены комплексы видеофиксации «Одиссей», «Азимут» и «Перекресток».
Впрочем, чтобы избежать противоречий, проще всего научиться реагировать на мигающий зеленый и не превышать скорость: тогда вы всегда успеете плавно остановиться там, где того требуют ПДД.
В остальном наказание за игнорирование запрещающего сигнала в самом деле должно быть суровым, ведь проезд на красный является одной из самых распространенных причин тяжелых ДТП.
Статистика
Фото: Фото Артема Краснова