Первая ситуация возникает на регулируемом перекрестке, где поворот направо разрешается зеленой стрелкой с красным сигналом светофора, а встречный поток поворачивает налево на свой зеленый.
Тот, кто едет на зеленую стрелку с красным сигналом светофора, по ПДД обязан уступать дорогу всем, кто появляется на перекрестке. Логика этого правила понятна: зеленую стрелку с красным сигналом зажигают для увеличения пропускной способности дорог. И если на светофоре такая комбинация сигналов, то кому-то в данный момент горит чистый зеленый, и он смело едет через перекресток.
С другой стороны, тот, кто поворачивает налево на зеленый сигнал светофора, обязан пропустить транспортные средства, которые со встречного направления движутся прямо или направо.
Ситуация патовая: поворачивающий направо на стрелку обязан пропустить всех, поворачивающий налево на зеленый обязан пропустить встречного.
Кто в реальной жизни поедет первым? Вероятно, тот, у кого больше наглости или у кого короче память. Как правило, после автошколы водители быстро забывают про особенность применения зеленой стрелки с запрещающим сигналом. Потому для них зелень в стрелке как команда к приему пищи: загорелось — поехали. Первым поедет красный автомобиль. Его водителю остается только пожелать, выполняя требование ПДД, двигаться по возможности правее. Тогда его траектория движения может вообще не пересечься с траекторией движения желтого.
Вторая ситуация связана с нововведениями в движении велосипедистов. В описываемой ситуации автомобиль по правилам поворачивает налево по главной дороге. Со встречного направления движется велосипедист, которому необходимо проехать перекресток прямо.
По ПДД велосипед — транспортное средство, а велосипедист — водитель. Но все привилегии пешеходов с недавних пор распространяются и на велосипедистов. И при повороте на любых перекрестках водители обязаны не создавать помех как пешеходам, так и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую поворачивает водитель. Подчеркиваю — на любых! В том числе и при повороте налево по главной дороге.
С другой стороны, велосипедист, как и любой другой водитель, подъезжающий к перекрестку с второстепенной дороги, обязан уступить дорогу тем, кто подъехал к нему по главной.
Данное противоречие обсуждалось в Верховном суде и своего разрешения не нашло.
Кто в реальной жизни поедет первым? Конечно, водитель автомобиля. У нас большая часть водителей ездит по принципу: «ПДД не знаю, но их соблюдаю. Табличка «Направление главной дороги» есть, я на главной, чего еще надо?» Велосипедистам тем более море по колено. Остается посочувствовать обоим. Один ляжет, другой сядет.
Третья ситуация. Автомобиль разворачивается на дороге с разделительной полосой. При развороте он обязан уступить дорогу встречному автомобилю.
Но пока он уступал, с второстепенной дороги подъехал красный автомобиль, водитель которого не видел, откуда появился желтый автомобиль.
И раз желтый притормозил в разрыве разделительной полосы, то он будет воспринят как выехавший со встречного направления, то есть тоже с второстепенной дороги. А раз так, то при движении прямо или направо красный имеет преимущество.
Ситуация патовая. Ведь водитель, заканчивающий разворот по главной дороге, имеет преимущество, но водитель, подъехавший с второстепенной дороги, ничего об этом преимуществе не знает. В случае ДТП при отсутствии доказательств разворота по главной желтый станет виновником аварии.
Что делать? Желтому автомобилю нужно разворачиваться по малому радиусу. Тогда у водителя красного автомобиля не будет сомнений, откуда выехал желтый. Обращаю внимание, разворот по малому радиусу не всегда возможен, так как в разрыве разделительной полосы может быть сплошная линия разметки.
Объезд центра перекрестка с разделительной полосой обсуждался ранее.
Еще один пример патовой ситуации — это выезды с прилегающих территорий на дорогу. Проезд от прилегающей территории к дороге может быть достаточно длинным, и тогда пересечение дороги с проездом воспринимается как перекресток равнозначных дорог.
Если оказались в роли водителя желтого автомобиля, то перестраховывайтесь, и пока не убедились на 100%, что вам дорогу уступили, останавливайтесь и ждите.
Чтобы сомнений не было, то в начале дороги, идущей вдоль выездов с прилегающих территорий, необходимо установить знак «Главная дорога» и крайне желательно продублировать его перед каждым выездом.
Альтернативно можно поставить знаки «Уступите дорогу» со стороны проезда. С тыльной стороны его все равно можно будет опознать.
Оптимально на каждом выезде из двора поставить знак «Жилая зона», хотя двор и «Жилая зона» — понятия разные.
Как этого добиться? Заходите в раздел обращений на сайте ГИБДД РФ, высказывайте свое пожелание, оставляйте свои координаты и ждите. Никто вас за обращение не съест. Привыкайте отстаивать свои права, тем более касающиеся вашей собственной безопасности.
И последний пример патовой ситуации — узкие проезды во дворах, когда два встречных автомобиля не в состоянии разъехаться. Кому-то необходимо двигаться задним ходом. Вопрос: кому? Тут достаточно вспомнить, что назначение автомобиля — минимизация времени перемещения. Если, например, мне ближе проехать задним ходом, чтобы пропустить встречного, то мне и выполнять эту неприятную функцию. Если встречному — ехать ему.
Это в теории. На практике есть когорта водителей, которым проехать хоть чуть-чуть задним ходом, чтобы кому-то уступить дорогу, сродни унижению личного достоинства. Встречаются и неумехи, у которых движение задним ходом вызывает панику. Категория гламурных блондинок даже не обсуждается… Изначально понятно, что задним ходом ползти мужчине, даже если это займет весь световой день.
Из приведенных примеров видно, что ПДД «разруливают» далеко не все возникающие на дороге ситуации. Чтобы выбрать правильное решение, как минимум необходимы знания ПДД, аккуратность и умение прогнозировать действия других водителей. При любом раскладе приходится исходить из того, что оппонент — опытный водитель, с багажом неправильно сформированных навыков, который последний раз заглядывал в ПДД лет десять назад, но который абсолютно уверен в своей непогрешимости.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») — книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.