БТР-60, который пытается развернуться на небольшом пятачке на берегу озера, сначала вызывает улыбку. Большой, неповоротливый. А когда понимаешь, что машинист видит мир через окошко размером с планшетник и зеркал заднего вида у него нет, начинаешь переживать за свой автомобиль, припаркованный неподалеку.
– Стой! – протяжно кричат с берега.
Но за ревом мотора человек в броне не слышит и сносит задом дерево.
– Я даже удара не почувствовал, столько мощи в нем, – оправдывался машинист, разглядывая поваленный ствол.
Передвигаться по дорогам общего пользования без полицейского конвоя ему запрещено, поэтому техника покоряет непролазную грязь и распугивает из камышей рыбаков.
– Я с детства мечтал о такой технике, – рассказывает владелец БТР Михаил Кошман, – но в армию меня не взяли. А прошлой зимой перед днем рождения узнал, что продается БТР, и не смог себе отказать. От аппарата я в полном восторге, проходимость феноменальная. Плюс он достаточно резво плавает. Во время испытания этой функции произошел казус. Перед заплывом мы мыли салон и забыли завинтить одно из четырех сливных отверстий. Заехали в озеро, и машина начала набирать воду. Сделали круг, вылезли на берег, а внутри воды было водителю по горло. Теперь перед каждым заплывом мы проверяем эти пробки. Еще мы раздавили «Жигули», приготовленные на утиль. От легковушки живого места не осталось.
Внешне БТР выглядит угрожающе. Но до тех пор пока не откроются люки. Два бронированных диска превращают грозную машину в улыбающегося мыша. Сходство поразительное: острый бронированный нос, узкие-глаза амбразуры и лопухи на макушке. Но вся мимишность исчезает, как только БТР заводится и начинает движение. Тяжелая машина с хрустом перемалывает остатки вазовской «шестерки». Ржавая лепешка издает жалобный скрежет, а БТР продолжает жевать покореженный металл.
Внутри БТР все еще брутальнее, чем снаружи. Если задраить все люки, можно представить себя диверсантом на миниатюрной подводной лодке.
– Управление не сложнее, чем грузовиком, – объясняет машинист, – привыкать пришлось только к двум вещам: очень ограниченному обзору и тому, что коробка передач зеркальная, все скорости расположены наоборот. Но привыкнуть к ним можно.
Панель приборов у БТР двойная. Машину толкают два двигателя, поэтому все датчики продублированы и кнопки старта тоже две. Из дополнительных опций –отопитель и насос, который выкачивает из салона воду, если вдруг во время заплыва была пробита броня. Кстати, БТР-60 был рассчитан на работу в условиях ядерного загрязнения. Система вентиляции снабжалась фильтрами и создавала внутри повышенное давление, чтобы в кабину не мог попасть зараженный воздух. Еще один мощный девайс – водомет, который достаточно резво толкает бронированную капсулу по воде.
В управлении БТР оказался действительно бесхитростный, но требовал грубой физической силы. Руль идет довольно легко, но отдачи на нем мало, поэтому с непривычки входить в повороты непросто. Еще нужно беречь большие пальцы, потому что на кочках руль дергает и спицы могут выбить суставы. Но в целом ничего архисложного нет. А вот коробка передач просто каменная, создается ощущение что пытаешься переключить скорость куском арматуры, торчащим из бетонного блока. Зато подвеска – просто песня. Торсионная конструкция съедает все, что попадается под колеса. Летишь на полном ходу по полю с его ухабами, кочками и молодыми деревцами, а бронированная капсула всего лишь качается как на волнах.
БТР-60 едет благодаря двум двигателям по 90 лошадиных сил. Для уверенной езды по бездорожью этого вполне хватает, но многотонная машина в силу возраста не разгоняется быстрее 30–40 километров в час.
– БТР проверили где только можно: и в лесу, и в болоте, и на воде, – говорит Михаил Кошман, – техника – высший класс. Даже на парад на 9 Мая гоняли. Дети были в восторге. Но пришла пора с ним расстаться. Такая техника не должна стоять где-то в лесу. Хочу продать ее человеку, который разбирается в подобных аппаратах, чтобы БТР не сгнил. Но главное – хотелось бы, чтобы БТР продолжал работу, может быть, в сфере развлечения, возил туристов по лесам или что-то в этом роде.
Почем БТР
В частные руки военная техника попадает после длительного хранения. Даже снятые с вооружения машины должны простоять на консервации 25 лет. Каждые пять лет они обслуживаются, проходят испытания и снова ставятся на хранение. Только после этого срока военные окончательно избавляются от техники: ее либо разбирают на запчасти для ремонта тех машин, что остались в строю, либо продают с аукциона в частные руки.
– Фиксированной цены на подобную технику нет, – говорит генеральный директор компании «Перспектива», которая занимается военной техникой, Эдуард Шабуня, – сегодня на аукционе цена миллион, завтра – два. Плюс стоимость транспортировки, обслуживания и доработки машины. Поэтому каждый раз цена на БТР разная.
Разброс цен на БТР-60 в Интернете – от 1200 тыс. руб. до 1600 тыс. руб. При этом можно найти образцы, подвергнутые серьезной переработке. Капсула обивается мягким материалом, монтируется гидропривод на двери, устанавливается аудиосистема и увеличиваются окна, чтобы не было проблем с обзором. Основной покупатель такой техники – патриотичный рыбак-охотник, который хочет не просто месить грязь, но и вспоминать при этом свою службу. Ставятся на учет такая техника в Гостехнадзоре, и для управления нужны права тракториста.
– БТР хороши тем, что они универсальны, – говорит Эдуард Шабуня, – поле, лес, снег, легкая болотина и даже водоем – он везде пройдет. В проходимости ему равных нет. Разве что узкоспециализированная техника вроде болотохода с шинами низкого давления будет двигаться лучше. Но на таких колесах не поедешь по лесу и не поплывешь. А БТР сделает это. В обслуживании есть свои нюансы. Нужно тщательно поддерживать герметичность, регулярно менять сальники и т. п. Что-то подходит от техники ГАЗ, а что-то в старом БТР нужно переделывать под современные запчасти, новую резьбу нарезать и т. д.
Кстати, о тюнинге. С бронированной техникой можно сделать много всего. Мастера превратили БРДМ-2 в бронированный «Феррари» с красным кожаным салоном. А один заказчик мечтал сделать из БТР космический корабль, чтобы при автоматическом открывании дверей шел дымок, подсвеченный химическим светом неона. Но от проекта пришлось отказаться из-за дороговизны.
ТТХ БТР-60
Создан в 1956–1959 годах. Производился в СССР и Румынии. В зависимости от модификации мог доставлять от 8 до 14 человек десанта. Всего было выпущено от 10 000 до 25 000 машин. До сих пор стоит на вооружении в некоторых государствах.