Раскосая красавица уже успела засветиться в «Твиттере» и «Инстраграмме». Изящные формы белого хетча и непривычный шильдик заставляют обратить на себя внимание даже тех, кто не интересуется автомобилями. Наш сайт рассмотрел поближе и прокатился на одной из нескольких на всю страну Tesla Model S.
Внешность обманчива
Сложно сказать, на какое авто Tesla похожа внешне. Черная панель вместо решетки радиатора и тонкие восточные линии передка вводят в смятение. Попытки найти двойников ни к чему не приводят. Сзади у автомобиля рельефные мускулы. Задние крылья похожи на гранитные ляжки перекаченного атлета. Но это скорее не привет от дизайнеров, а необходимость. В этом месте нужно было разместить электромотор и оставить пространство для подвески. Так что дизайнеры рихтовали уже то, что сделали инженеры.
Человека со стороны может удивить отсутствие дверных ручек. Но стоит хозяину подойди к авто поближе, и ручки послушно выезжают из двери. Еще одна фишка – стеклянная крыша. Если вид в верхнее окно не нравится, можно закрыть его шторкой. Tesla очень популярна в северной Европе. Возможно, дело не только в экономичности автомобиля. В интерьере царит скандинавский аскетизм. Салон отделан кожей, панели под дерево – но все это неброское и внимания к себе не привлекает. Удивляет другое. У водителя есть руль, за ним – селектор передач и две кнопки: аварийка и открывающая бардачок. Понажимать, покрутить и подергать больше нечего. Даже дворники включаются автоматически. Все управление функциями авто, мультимедиа и навигацией осуществляется через сенсорную панель размером с футбольное поле. Ключа зажигания тоже нет. Вместо него пульт в виде машинки размером со спичечный коробок с парой кнопок. Чтобы Tesla поехала, достаточно, чтобы брелок был в салоне.
«Езжу на Tesla уже несколько месяцев, – говорит водитель, – но до сих пор не могу привыкнуть. Останавливаюсь, и рука сама тянется к ручнику и рулевой колонке, чтобы ключ достать, а их нет!»
В салоне авто много воздуха. За счет того, что машине не нужны многие узлы, без которых бензиновый собрат не обойдется, экономится масса пространства. Даже за рослым водителем сзади не тесно, а вот садиться назад неудобно из-за мускулистых крыльев.
У Tesla два багажника. Под передним капотом и сзади, их общий объем – 830 литров. А из заднего багажника можно сделать два сидячих места для детей. Для этого придется докупить кресла, и ехать малышам придется спиной вперед. Зато смогут показывать языки другим водителям.
Но главное удивление, которое принесла Tesla, – это ее скромные габариты. Внешне авто не выглядит миниатюрным, да и внутри вполне просторно. А вот на дороге она занимает места значительно меньше, чем кажется.
Высокое напряжение
«Нужно было видеть, как машина ставилась на учет в ГИБДД, – рассказывает водитель, – полицейский долго думал, увидев багажники и спереди, и сзади. Думал, я его разыгрываю. Потом собрался целый консилиум, чтобы найти вин-код. Номер, который выводится на экран, их не устраивал. Говорили, что я его сам написал. Но в итоге все оформили».
В городском режиме Tesla – вполне обычный автомобиль. Отлично рулится, резво разгоняется, подвеска проглатывает трамвайные рельсы и неровности. Вот только делает это все автомобиль абсолютно молча. Единственный звук, который она издает, – это шуршание колес. На экране система рисует извилистую кривую: график потребления энергии. Больше газуешь, выше ползет желтая змейка.
«На трассе график превращается в прямую, – рассказывает водитель, – потому что потребление энергии остается постоянным. На одном заряде мы без проблем доезжали до озера за 100 километров и обратно. Энергии хватало с запасом, ехали и не тряслись, что сейчас встанем и зарядиться будет негде».
На закрытой площадке мы решили проверить разгон. Динамика у Tesla совсем другая, чем у авто подобного класса. Любое другое авто сначала подумает, прежде чем подстегнуть всех своих лошадей: должен сработать автомат, раскочегариться двигатель, электроника должна все это проверить, а не сошел ли хозяин с ума, что вдавил педаль в пол. На все это нужно время. Потому редкий бензиновый собрат рвет с места. У Tesla все по-простому. Вот колеса, вот мотор, между ними редуктор. Чем быстрее крутится мотор, тем быстрее крутятся колеса. Ничего лишнего. Оттого при резком спортивном старте в Tesla водителя и пассажира вжимает в кресло весьма грубо. В BMW ты можешь насладиться тем, как плавно нарастает перегрузка. А Tesla говорит тебе: сиди и не дергайся, мы взлетаем. 500 метров хватило, чтобы разогнать машину до 160 километров в час. А потом в дело вступили системы курсовой устойчивости, ассистенты торможения и тому подобное, чтобы до полной остановки удержать резвую Tesla на прямой, заданной водителем. При этом все это происходит бесшумно, никакого рева на старте или бурчания при торможении. Tesla – как далекая молния, которая сверкнула на все небо, а гром так и не дошел до нас, затерявшись в облаках.
С током не игрушки
При этом Tesla не является дорогой игрушкой. Россиянин может купить себе Tesla через посредников из Европы или США больше чем за четыре миллиона рублей. Но покупка этого авто не выглядит блажью. Это вполне жизнеспособный аппарат на каждый день. Единственная беда – это зарядка. От домашней сети он будет заряжаться часами. Чтобы ускорить этот процесс, нужно поколдовать с силой тока. 40 или 80 ампер – самое то для Tesla. Но сделать это можно либо в частном доме под свою ответственность, либо в условиях промпредприятия с мощными сетями.
Подтверждает наши сомнения и хозяйка Tesla из Норвегии, которая пользуется этим автомобилем каждый день.
«Tesla – это машина для тех, у кого есть теплый гараж дома и теплая парковка на работе или куда вы ездите. И зарядки тоже – и дома, и на работе, – говорит хозяйка электрокара Юлия. – В Норвегии Tesla – это не эксклюзив, а обычная машина, которая стоит примерно так же, как и семейная «Шкода». Причина покупки именно этой машины – хорошо иметь нормальный взрослый электрический автомобиль. Это очень приятное чувство. Еще одна причина – финансовый расчет на взлет цены после возврата налога. Дело в том, что в Норвегии существует квота, кажется, на 50 000 автомобилей без налога. То есть как только государство вернет налог – цена даже использованной машины взлетит примерно в два раза. Поэтому мы заказали еще и Tesla Model Х, осталось ждать около года.
Tesla, по моему мнению, предназначена совсем не для России. Не думаю, что машина бодро перенесет русские холода, хотя это больше интуитивное чувство. Во-первых, заряд батареи и расход энергии на самом деле очень чувствительны: видно, как меняется расход и при открытых окнах, и при работе кондиционера, и при увеличении скорости всего на 5 км/ч. Предполагаю, что температура воздуха тоже будет на это влиять. Но так как машина к нам пришла в марте, а зимой у нас довольно тепло – около нуля и редко лежит снег, то я не могу полагаться на факты».
«Во-вторых, – продолжает Юлия, – при открывании двери стекло мгновенно опускается на сантиметр вниз – не знаю, что будет, если оно примерзнет. То же самое и с ручками, они никак не защищены от замерзания воды в щелях. В-третьих, из-за того, что она не нагревается, как обычная машина, в снежную погоду «Тесла» – это такой сугроб на колесах, особенно сзади, вероятно, еще и из-за термодинамики. Снег налипает и никуда не убирается. Нам здесь немного забавно, но в России, думаю, будет совсем не смешно.
Как я уже говорила, к нам она пришла в самом начале марта, и с тех пор пробег – около 6000 км. За это время пришлось уже поменять заднюю резину, потому что она просто стерлась. То ли дефект машины, то ли дефект шин, то ли надо принять как факт, что каждые 5000 км «Тесла» требует покупки новой 21-дюймовой резины за нефиговые деньги. Наверно, если сравнить со стоимостью сэкономленных на бензине денег – примерно так и выйдет, если не больше.
Ужасно настроены дворники. Они автоматические, но что-то явно не так с сенсором или настройками, и в итоге я все равно вручную переключаю скорость дворников. Надо бы заехать по этому поводу в сервис.
Обслуживание, к слову, отличное. Если налаживают твою машину дольше, чем могут сделать при тебе, – дадут другую машину на время ремонта. Серьезных проблем пока не было – заезжали к ним по поводу настройки люка, сделали за три минуты. В остальном машина кажется относительно надежной, по ощущениям как компьютер: если что-то не работает – скорее всего, баг в прошивке или «устала». Перезагрузил – и все окей.
Я, конечно, очень люблю «Теслу» – мне ни в одной другой машине не было так комфортно, особенно сейчас, когда я с животиком: спина болит и устает, собственно, поэтому и езжу на ней в основном пока я, хотя заказывали ее для мужа».
ТТХ Tesla Model S, полученные журналом «Авторевю» на зимних испытаниях
Фото: Фото Александра ДЫБИНА