Постсоветское сознание загоняет нас в одну мыслительную ловушку. Мы уверены, что хороший автомобиль – это тот, что на все случаи жизни. Но мы ведь знаем, что чем универсальнее вещь, тем она хуже, и никогда многофункциональный нож не заменит хорошего набора инструментов.
У автомобиля есть несколько назначений, и если разложить его на спектры, получится интересная картина. В таблице ниже я привел роли, которые играет автомобиль в жизни среднего жителя мегаполиса, и пропорции, в которых эти роли востребованы. У вас, конечно, может быть другое соотношение, но в среднем, думаю, где-то так.
* оценочные данные для жителя мегаполиса без загородной дачи и многодетной семьи
Любой россиянин мечтает об автомобиле, идеальном для каждой роли, например, BMW X6. Как известно, формула «все и сразу» имеет массу побочных эффектов. Стремление сделать автомобиль лидером во всех областях приводит к неслабому удорожанию, а главное, в отдельных дисциплинах он уступит специализированному. BMW X6 окажется увальнем и вообще скукотищей на фоне Mazda MX-5 и не так удобен для перевозки коробок, как Citroen Berlingo.
Если посмотреть таблицу, львиную долю времени мы используем автомобиль в роли комьютера (не путать с компьютером), то есть перевозчика нашего драгоценного зада до тех мест, где он и все прилегающее к нему востребовано. Портал Probok.net провел исследование, в котором выяснил, что среднее количество обитателей машин в Москве составляет 1,3-1,7 человека.
Требования к такой машине заметно отличаются от того, что мы привыкли ожидать от полноценного авто. Объем багажника, размеры салона, мощность мотора, максимальная скорость отходят на второй план перед экономичностью, легкостью управления, удобством посадки и высадки, надежностью (а она во многом зависит от простоты конструкции).
Я не случайно использовал английский термин комьютер, поскольку в России нет близкого по значению слова. С тех самых cоветских времен мы еще не осознали доминирующую роль автомобиля в обществе – роль ежедневного извозчика. На Западе же не только осознали, но и активно перестраивают автопарк в соответствии с изложенной выше концепцией, и Россия, пусть с опоздание лет 20, идет тем же самым путем.
Подсознательно мы стремимся купить авто побольше и помощнее, 300 дней в году используя размеры салоны и мощность мотора, дай бог, на 40%. Взвесьте возможности своей машины с тем, что вы требуете от нее в ежедневной жизни.
Конечно, если у вас трое детей, вы чаще используете машину в качестве развозного транспорта, а если участвуете в любительских соревнованиях – то в роли спорткара. Но эти категории малочисленны, к примеру, из всех семей в России менее 7% имеют трех детей и более. А ведь есть и вообще несемейные автомобилисты, так что если вычислить потребность в минивэнах, процент будет еще ниже.
Я не хочу упрекать общество в том, что оно покупает переразмеренные автомобили. Оно делает это не от хорошей жизни: я и сам в 80% поездок рад обойтись «Смартом», а езжу на гольф-классе, задняя половина которого перевозит воздух. Просто в нынешних реалиях ради тех 25 дней дальнобоя или пяти дней переездов нужен автомобиль крупнее «Смарта».
Теперь освободимся от стандартных предрассудков и представим чуть иную концепцию автопарка. Пусть личными автомобилями будут преимущественно комьютеры, вроде какого-нибудь Chevrolet Spark.
Но что делать в те редкие дни, когда позарез нужна машина крупнее? Для этих целей есть прокат автомобилей. Окей, в России эта услуга кажется чем-то непривычно-буржуазным, но иногда прокат в самом деле удобен, потому что позволяет выбрать идеальный автомобиль под конкретную задачу.
Дорого? К примеру, тариф на прокат авто Skoda Octavia по плану «Рабочая неделя» стоит 11500 рублей. На первый взгляд много, но если посчитать, во что реально обходится избыточная машина с учетом страховок, расхода топлива, обслуживания, переплаты по кредиту и потери стоимости на вторичном рынке, то в перспективе года эксплуатации может получиться выгода. Тут, конечно, все зависит от конкретных условий, но в целом прокат – это не так уж безумно дорого, как думают многие, отдавая десятки тысяч рублей в год банкам и топливным компаниям.
Например, мне нравятся универсалы – они стильные и практичные. Но умом я понимаю, что именно как универсал буду использовать автомобиль раз в год, при этом доплачивать за него придется этак тысяч 100, не считая избыточных эксплуатационных расходов. И чисто практически мне выгоднее раз (да хоть десять раз) в год нанять «Газель» за 300 рублей в час. Найм «Газели» вполне можно считать прокатом автомобиля с водителем. Аренда автомобиля с водителем сейчас доступна и для легкового транспорта.
Я далек от иллюзии, что кто-то кинется продавать свой полноразмерный автомобиль, чтобы потом брать его в прокат. Конечно, нет. Скорее, я говорю о транспортной концепции на будущее, когда в больших городах теснота и концентрация выхлопных газов станут такими, что крупный автомобиль превратится в объект ненависти граждан, а маленькая машина перестанет казаться ущербной. И даже наш излюбленный аргумент – понты! – перестанет казаться решающим.
Государство может помочь делу, создав правильную систему налогообложения, при которой автомобилист вынужден десять раз подумать, прежде чем купить «избыточный» автомобиль. Способов масса, к примеру, установить экспоненциальную шкалу транспортного налога по мощности, выбросам СО2 и размеру автомобиля. При этом стоит сделать исключение для машин, зарегистрированных на прокатные конторы и использующиеся разными людьми (последнее – чтобы исключить мошенничество).
Концепция звучит дико в силу своей непривычности. Многие, подозреваю, никогда не брали машину в прокат, и потому относятся к нему, примерно как к услугам наперсточников. Ну ведь и кредиты раньше считали грабежом, а теперь с удовольствием платят проценты банкам, потому что иногда это в самом деле удобно.
Брать машину напрокат в хорошей конторе приятно. В Англии я как-то пользовался услугами Alamo, забронировав машину через Интернет и забрав прямо в аэропорту Хитроу. Оформили все минут за пять, а потом предложили выбрать автомобиль из десятков новеньких машин на парковке: меня чуть не разорвало от потребительского счастья. Недавно я брал в прокат Volvo V60 – машину подогнали прямо к офису.
Полагаю, постепенно мы приедем к подобному разделению: частный автомобиль – это комьютер, малолитражка, а специализированный автомобиль выгоднее взять в прокат. К этому будет подталкивать рост цен на топливо, стоимости эксплуатации да и просто здравый смысл. Помимо улучшения экологической ситуации в городе и снижении стоимости владения автомобилем, есть и чисто эмоциональный плюс. Ведь взять напрокат можно не только какой-нибудь фургон, но и Porsche Cayman или Ariel Atom. Наконец городские гонщики будут избавлены от необходимости строить пародии на спорткары из своих «тазиков». День с Ferrari – чем не подарок на день рождения? Шикарный кабриолет Porsche 911 сдается за 440 евро в сутки, Boxster – за 300. Сущие копейки, если пересчитать стоимость вашего Porsche на количество дней, когда вы реально используете его, как Porsche.
Впрочем, случится это не завтра. Нужен мощный импульс, и скорее всего, негативный: резкий рост цены топлива или ухудшение транспортной ситуации в городах как наиболее очевидные. Но ведь к этому все и идет, не так ли?