Каждый выбирает себе транспорт на вкус и цвет. Три года назад я сел на велосипед и за это время успел на собственной, простите, заднице ощутить все его плюсы и минусы. Пока позволяет погода – теплый сезон в моей стране вечнозеленых помидоров длится с апреля до октября – я кручу педали, наматывая порой по сотне километров за день по городу, проселкам и трассам федерального значения.
Странно, но почему-то именно за рулем велосипеда особенно остро понимаешь, что о правилах дорожного движения слышали немногие. Это касается не только пешеходов или автолюбителей: сами велосипедисты зачастую не задумываются о существовании в ПДД главы под номером 24. Почему-то это распространенная ошибка: считается, что человек – если он, конечно, не на автомобиле, может находиться на дороге где угодно.
Правда в том, что проезд по тротуару велосипедистам заказан. А пешеходам, в свою очередь, запрещено передвигаться по велодорожкам. Но об этом мало кто задумывается: в Уфе на велополосе можно встретить и влюбленные парочки, и мамаш с колясками, и неторопливых пенсионеров. При виде велосипедиста они обязаны выругаться, махнуть вслед какой-нибудь авоськой, а то и вовсе огреть несчастного палкой по спине.
Я стараюсь не нарушать, однако дороги устроены так, что зачастую безопаснее отступить от правил, чем слепо следовать им. Иногда разметка на велодорожке вообще не оставляет мне выбора, упираясь в глухой забор или вовсе заканчиваясь у подземного перехода.
Но речь не о том, как и где накосячили дорожники, которым всучили ведро краски с трафаретами и попросили «построить» трассу для велосипедистов. Речь о том, где этим велосипедистам ездить, чтобы и самим не убиться, и других не покалечить.
Для меня велодорожка – это страдание. Это худшее, что можно было вообще сделать в городе. Как ни странно, но куда безопаснее и быстрее ездить по обычным дорогам: здесь, как говорит мой знакомый, ты по крайней мере можешь быть уверен в том, что находящиеся вокруг тебя люди хотя бы что-то слышали о ПДД.
Правда, и на дороге случаются приключения. Еду как-то по трассе в сторону города. Скорость для обычного горного велика приличная – что-то около 30 км/ч. В считанных сантиметрах от меня со свистом проносится «Таз», оформленный по последнему слову колхозного тюнинга: ржавое «зубило» с тонировкой, обвесами, неоном и глушителем-самцом. Если бы водитель этого ведра рассчитал бы интервал чуть хуже – я бы вряд ли сейчас рассказывал эту историю. Но, к счастью, подобные персонажи на дорогах за несколько лет мне встречались всего пару раз
Говорят, что велосипедисты неграмотны и ведут себя на дороге как камикадзе. Порой это действительно так, однако чем водители лучше? Велосипедист не мешает никому спать, разрывая ночную тишину громоподобным выхлопом. Ни один велосипедист еще не сбил насмерть ни одного пешехода. Наконец, велосипеды не отравляют и без того ядовитый городской воздух.
Есть и чисто практическая польза: на двух колесах и без всяких там вжж-вжж можно запросто передвигаться с той же скоростью, что и поток машин. Еще один плюс – вам не придется стоять в пробках.
Но не из-за этого я выбрал велосипед. Я вижу его главное преимущество – и перед другими видами транспорта, и вообще перед любыми способами отдыха – в том, что велик для меня оказался лучшим способом разгрузить мозг. Жизнь, почти полностью состоящую из дедлайнов и хреновых новостей, нужно разбавлять бесцельными путешествиями из ниоткуда в никуда. И знаете, что? Это действует.