Презентация АВТОВАЗа была назначена на 14:00, и я опоздал на пару минут – свободных мест вокруг стенда уже не было. На карачках я прополз сквозь сплоченное кольцо треног и просто ног, потом пять минут искал место в «партере» под пшиканье задних рядов. Ажиотаж понятен: АВТОВАЗ обещал показать радикально новый концепт, который определит внешность «Лад» на несколько лет вперед.
Сначала Игорь Комаров, генеральный директор АВТОВАЗа, произнес торжественную речь, главная мысль которой заключалась в том, что АВТОВАЗ оставил позади этап «Выживание» и приступил к выходу на новую орбиту. Почему-то в тот момент я ему верил.
Девушки сдернули покрывала с двух рестайлинговых «Калин», в которых вполне узнавалась прежняя модель, но «лицо» стало более актуальное и местами даже напоминает Volkswagen. К сожалению, задняя часть изменилась не так значительно. Интерьер автомобиля напоминает «грантовский», и в целом машины сблизились: на «Калину» будут устанавливать тот же набор силовых агрегатов, включая версию с «автоматом» Jatco.
Но не «Калина» была шоу-стоппером. Игорь Комаров отступил назад и поманил журналистов рукой к цилиндрическому экрану. Когда кольцо сомкнулась и наступило торжественное затишье, экран отъехал вверх, открывая кроссовер Lada X-Ray. Из салона выбрался главный дизайнер АВТОВАЗа англичанин Стив Маттин и сказал несколько слов о машине: «Это кроссовер, но не обращайте внимание на тип кузова – в этом концепте отражена ДНК новых автомобилей «Лада», их новое лицо».
Концепт выглядит актуальным, и если прежние работы АВТОВАЗа были либо страшные, либо отставшие на декаду, то теперь появился дизайн, достойный лучших образцов ММАС-2012. К тому же стилистика получилась законченной, лаконичной: признаться, работы некоторых именитых концернов показались более эклектичными, вымученными, чем новая «Лада». Наконец, концепт сделан с потрясающим внимание к качеству деталей: стоящие на стендах Lamborghini не все выглядели так добротно.
Когда вспышки фотоаппаратов сделали сотню залпов, а Комаров и Маттин закончили позировать, я заметил, что Стив остался в странном одиночестве: с ним говорил лишь один немецкий журналист. Дождавшись очереди, я напал на господина Маттина.
Все-таки это прототип автомобиля или просто шоу-кар? «Больше шоу-кар, – ответил Маттин. – Сейчас главная задача – найти собственный, актуальный стиль, который мы сможем использовать в других моделях и создать неповторимое лицо марки «Лады», позволяющее узнавать ее даже без логотипа».
Что было главной сложностью? «Понимаете, когда я работал на «Вольво», было понятие шведский дизайн, была некоторая отправная точка. Была история дизайна и некое внутреннее чувство, с которым можно было сверяться – то ли ты делаешь. Когда я взялся за бренд «Лада», по сути не было ничего. Нужно было создать не просто новую, красивую оболочку, но некий образ, который бы ассоциировался у людей с привычной им маркой».
Дизайн получился дорогим, говорю. То есть он достаточно сложен технологически, тогда как «Лада» – бренд бюджетный. Не является ли эта модель абстрактной скульптурой, которую нельзя применить к серийным «Ладам»? Кажется, что Стив воспринимает вопрос с легкой досадой, вроде как критическое замечание.
«Да, это автомобиль – шоу-кар, задача которого – обозначить смену курса. Да, в нем есть элемент шоу... Но не нужно думать, что X-Ray – это что-то абстрактное. Хороший дизайн от плохого отличается не стоимостью штампов, а закоченностью линий, правильностью всех ракурсов, и хороший дизайн может быть недорогим – это тот случай. Конечно, серийная машина, даже кроссовер, не будет в точности вот такой – мы и не ставили такой задачи. Но в целом в этом концепте нет чего-то невыполнимого. Все эти подштамповки, хромирование – это не так дорого».
Принимали ли участие в разработке русские дизайнеры? «Да, несколько человек, но большую часть работы я выполнил самостоятельно».
Самостоятельно? Сколько это заняло? «Я работаю на АВТОВАЗ с октября прошлого года – примерно столько времени и понадобилось. Это была стрессовая работа в очень сжатые сроки, без права на ошибку».
Он также говорит, что макет делала итальянская компания – отсюда великолепное качество. Спрашиваю, не чувствует ли Стив некой скованности, ведь у АВТОВАЗа дизайн никогда не был на первом месте, а потому и финансирование дизайнеров, наверное, не такое большое, чем бюджеты, к которым он привык в Mercedes-Benz и Volvo…
«О нет, нет, – протестует он. – Отныне все будет по-другому: теперь дизайн для нас становится приоритетным направлением. Судите сами, раньше завод никогда не работал более чем над одной машиной, а теперь мы разрабатываем фирменный стиль, создаем новые поколения следующих машин, делаем рестайлинги существующих. Пока у нас очень маленькая команда, но она будет расти до полноценного отдела, и дизайн-студия АВТОВАЗа будет располагаться в Москве».
Я благодарю Стива, но не даю никаких оценок его работе. В тот момент казалось, что это излишне: ведь он, известный дизайнер, и без того знает свою цену. Но через некоторое время я вспомнил вдруг какое-то сдержанное волнение в лице Стива Маттина, может быть, даже легкую раздраженность, и вдруг подумал – а ведь он, наверное, волновался. Он хотел знать, какое впечатление производит его творение, потому что работа с АВТОВАЗом – это личный вызов для него. Думаю, ни в «Мерседесе», ни в «Вольво» его личный вклад в дизайн моделей не был так велик, как сейчас, и конечно, начиная с чистого листа, он не уверен. Впрочем, потом подошли еще иностранцы и сразу же высказались о работе очень тепло. И я был с ними согласен.
Пожалуй, дело за малым: чтобы АВТОВАЗ нашел силы достойно воплотить идеи Маттина в серийном металле. На этот счет многие испытывают скепсис: был же четыре года назад концепт кроссовера Lada C-Cross, который на тот момент тоже выглядел достаточно свежо (по меркам АВТОВАЗа), но он так и остался концептом.
Впрочем, я оптимист. Сам факт приглашения матерого практикующего дизайнера говорит о серьезности намерений АВТОВАЗа, да и изобилие новинок – больших и малых – хороший признак. На ММАС-2012 представили и Lada Granta с «автоматом», и ее спортивную версию Granta Sport со 120-сильным мотором, и электрическую Ellada. Лед тронулся? Эх, сколько раз мы испытывали подобные надежды и обманывались. Попробуем еще разок?
Чуть дальше стояла Nissan Almera, первая модель с иностранным шильдиком, которую будут делать на АВТОВАЗе. Правда, внешность ее оставила неоднозначные впечатления: чувствуется закос под Nissan Teana и Bluebird, но масштабирование привело к искажению пропорций, поэтому автомобиль не цепляет взгляд. С другой стороны, концептуально схожий Chevrolet Cobalt да и Peugeot 408 также не сражают наповал стилистикой – у этих машин другие приоритеты, измеряемые в сантиметрах пространства на втором ряду и литраже багажника.
Андрей Винников принялся снимать «Алмеру», когда к ней подошли два человека и стали что-то изучать на втором ряду сидений. «Слышь, Артем, отгони вот этих двух», – попросил Андрей.
«Я не знаю, кто второй, но один из них – это Франсуа Гупиль де Буйе», – ответил я, давясь смехом. – «Глава «Ниссана» в России. Отогнать?».
Решили вызвать главу Nissan на беседу. Первый вопрос господину Гупилю де Буйе был такой: на какой все-таки платформе построена «Алмера»? Он как-то иронично усмехнулся: «Ну вот, все спрашивают про платформу. А что такое платформа? Ну что это?»
Ну… Платформа это… Я пытаюсь как-то лаконично сформулировать мысль. «Вот видите – платформа это просто набор каких-то общих деталей, которые могут меняться от модели к модели».
В этих адвокатских речах мне мерещатся попытки скрыть что-то. «Но все-таки, что за платформа? Хорошо, я сформулирую проще – это платформа Renault Logan?»
«Это наша платформа В-класса, – поправляет Франсуа. – Наша – в смысле альянса Renault-Nissan. Только не говорите, что это платформа «Логана» – на платформе, о которой я говорю, построено множество автомобилей, даже Nissan Juke. Платформа – это просто набор деталей».
Окей, но интерьер-то напоминает о «Логане»… Вот центральная консоль с отрицательным уклоном, вот ручки микроклимата, управление зеркалами, даже «слепой» подогрев сидений – все от «Логана»... «Правда? Нет, не заметил», – настырничает глава «Ниссана».
Ну бог с ним – видимо, маркетологи настаивают на позиционировании машины выше «Логана», отсюда нежелание говорить о платформе. «Это будет машина, конкурирующая с Hyundai Solaris», – подытоживает мой собеседник.
И все же сложилось впечатление, что Almera – это немного удлиненный Logan в стилистике Nissan и с несколькими японскими «фишками», вроде опционной мультимедийной системой Nissan Connect.
Машину будут собирать в Тольятти. Я шучу: «У нас тут говорят, мол, место проклятое. Не слышали анекдота?»
«Нет, не так, – опять не соглашается Франсуа. – Машину будут производить на линиях «Ниссан» – вот так правильно. А место не имеет решающего значения».
Предыдущие Almera, особенно Almera Classic, особой славы не снискали: за те же деньги можно было купить более современные и стильные модели. Не повторит ли «Алмера Нью» той же участи, ведь толкучка в лоу-кост сегменте намечается приличная?
Ответ на вопрос могла бы дать цена. «Продажи начнутся в 2013 год, так что цена пока неизвестна», – говорит Франсуа Гупиль де Буйе.
Но будет дороже «Логана»? «Ммм… Как я сказал, «Алмера» будет конкурировать с Hyundai Solaris», – отвечает он.
Это можно перевести так: умеренно оснащенные версии Almera с кондиционером будут стоить от 500 тысяч рублей, богато оснащенные – до 650 тысяч.
Посетили мы стенд еще одного российского производителя – ГАЗа, где презентовали новую надежду завода, «Газель Next». По сути это прежнее шасси с новой, более просторной кабиной, но, к сожалению, и новой ценой. Первым в производство пойдет бортовой грузовичок, и представители завода сказали, что ценник будет на уровне 700 тысяч рублей, правда, дизель Cummins устанавливают уже в базе. Но ведь и конкуренты вроде Ford Transit, Peugeot Boxer или Renault Master тоже идут с дизелями, а цены начинаются от 900 тысяч. Хватит ли этого зазора, чтобы клиент предпочел российский автомобиль?
Новая «Газель» будет выпускаться и в маршрутном варианте, внешне напоминающем масштабированный гольф-карт. Зато по сравнению с предшественницей она стала гораздо удобнее: 18 пассажирских мест, широкий салон, возможность стоять в полный рост, аккуратная автоматическая дверь. Но и цена в хороших комплектациях, надо полагать, приблизится к миллиону рублей, а это значит, что «Газели» придется практически на равных конкурировать с импортными автомобилями. Сдюжит ли?
Фото: Фото Артема КРАСНОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА