Новая мода фиксировать чужие нарушения ПДД, а затем не просто выкладывать их в сеть, но обращаться с жалобой в ГИБДД докатилась и до Казани. В ГИБДД Казани инициативу водителей приветствуют, обещая разбираться с такими заявлениями и наказывать нарушителей. По мнению казанцев, при этом нужно подходить к нарушителям дифференцированно – наказывать только особо опасных и злостных, прощая мелкие нарушения.
Идея жаловаться на нарушителей ПДД первоначально возникла в прошлом году у участников популярного гражданского движения «Синих ведерок», которые, вооружившись регистраторами, начали снимать кортежи и нарушения ПДД. Затем они направляли жалобы в ГИБДД с требованием привлечь нарушителей с мигалками к ответственности. В общий поток подобных заявлений стали попадать видео- и фотоматериалы, на которых от ПДД отступают не только «мигалки», но и автомобили с «блатными номерами». Затем подошла очередь рядовых нарушителей.
«Такая практика, безусловно, применима и законодательно обозначена, – говорит начальник отдела ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами Александр Разумнов. – В случае фиксации нарушений со стороны других водителей следует обращаться в ГИБДД с заявлением. Единственно, что есть некоторые нюансы, в частности фиксация места и времени этого нарушения».
То есть если водитель хочет, чтобы нарушителя привлекли к ответственности, он должен записать на камеру эпизод нарушения и написать заявление на официальный сайт ГИБДД. В заявлении он должен указать точное место нарушения, дату, время, марку и номер автомобиля, описание нарушения, указать свидетелей (если были), а также приложить фото- или видеозапись инцидента, где четко виден номер автомобиля. Также придется полностью указать свои данные, поскольку анонимные обращения к рассмотрению не принимаются. Следует помнить, что срок давности правонарушения – два месяца. По истечении этого срока он сможет избежать ответственности.
«Я бы еще предложил небольшую коммерческую составляющую, чтобы увеличить активность водителей, – предложил директор Казанской школы высшего водительского мастерства Олег Шатов. – В прошлом году такой разговор с начальником УГИБДД МВД России по РТ Рифкатом Миннихановым был, но дальше предложений дело не пошло. А в Германии, к примеру, именно так и навели порядок – там все следят за всеми, и даже если рядом нет полицейских, водители нарушать не спешат. Они знают, что за ними следят. С другой стороны, это палка о двух концах, ведь нарушения бывают разные. И если за злостные надо наказывать, то случайные нарушения по невнимательности можно и простить».
В татарстанском отделении ФАР нам заявили, что давно занимаются записью дорожных инцидентов и даже собрали небольшую видеобазу на своем сайте. Вот только жаловаться в ГИБДД пока не спешат – считают, что гаишники сами должны реагировать на подобные материалы.
«Я считаю, что если действия водителя представляют угрозу, то его надо наказать, потому что нет гарантий, что завтра он никого не убьет на своей машине, – считает руководитель ФАР Татарстана Рамиль Хайруллин. – Наш сайт представители ГИБДД мониторят постоянно и могут убедиться в эффективности «народного контроля». Жаль только, что сами они не спешат разбираться с зафиксированными инцидентами – ждут заявлений, бумаг, то есть работают по старинке. А так им не интересно».
И действительно, официально региональные отделы пропаганды ГИБДД стали выступать на стороне автомобилистов, снимающих на камеру нарушения на дороге, но на деле стражи порядка не спешат разбираться с обращениями граждан. Однако пусть со скрипом, но процесс пошел. Инспекторы подтверждают мысль, что массовый контроль участников движения друг за другом мог бы дать мощный толчок к снижению числа ДТП. Жители Казани тоже приветствуют моду на видеофиксацию.
«Я думаю, что бывают случаи, когда такие данные передавать просто необходимо – от этого может зависеть чья-то жизнь или здоровье, – считает казанский блогер Кристина (Chrissif). – Мне кажется, если это будет происходить анонимно и в массовом количестве, то нарушители задумаются».
«Моё мнение – жаловаться на нарушителей надо, но с дифференцированным подходом, – комментирует казанский блогер Рафаэль (logger). – Если человек ночью проехал на красный на пустом перекрёстке – это простительно, на мой взгляд. Если же он, например, нарушает в плотном транспортном потоке, тем самым создавая опасность для окружающих – тут его однозначно должна постигнуть кара. Это действительно сможет помочь уменьшить число ДТП. И обязательно надо штрафовать за выключенные поворотники при совершении манёвра. Потому что реально напрягают эти участники реалити-шоу «Угадай манёвр»!
Возможно, что растущая популярность такого «самоконтроля» и у нас приведет к улучшению ситуации с ДТП и нарушениями. Как в Европе.