Трагическое ДТП произошло вчера вечером на улице Краснококшайской. Буквально в пятидесяти метрах от подземного пешеходного перехода, под колесами иномарки погибли 73-летняя бабушка с девятилетней внучкой. В ГИБДД Казани отмечают, что пешеходы в последнее время совершенно не думают о собственной безопасности. А водители, кроме того, не уважают ни пешеходов, ни друг друга. Представители общественности видят проблему несколько в другом ракурсе.
Одна из подобных трагедий произошла в 18:20 вечера на участке дороги между Гладилова и Вахитова. По предварительным данным ГИБДД, 26-летний житель Зеленодольска на Honda Civic сбил пожилую женщину, которая перебегала дорогу, держа ребенка за руку. Их обоих отбрило прямо под колеса движущегося в попутном направлении Audi A4, которым управлял 30-летний водитель. И женщина и ребенок погибли на месте. Обоих водителей задержали до выяснения всех обстоятельств и возбудили уголовное дело по ст. 264 УК РФ, санкция которой предусматривает лишение свободы сроком до 7 лет с лишением права управления транспортным средством до 3 лет. Кроме того, у водителей взяты биологические среды для проведения химико-токсикологической экспертизы.
Напомним, что за 12 месяцев 2011 года в Казани зарегистрировано 133 ДТП с участием детей, в которых 2 ребенка погибли и 137 получили травмы различной степени тяжести. С начала 2012 года на дорогах столицы Татарстана зарегистрировано уже 17 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате 1 ребенок погиб и еще 19 детей были травмированы (за 2 месяца 2011 года – 14 ДТП, в которых пострадали 17 детей).
В ГИБДД Казани отмечают, что рост количества ДТП может быть объяснен только пресловутым «человеческим фактором». По мнению инспекторов, ощущая под колесами чистый асфальт, водители ведут себя так, будто они на летней резине и значительно превышают разумную скорость. А пешеходы, в свою очередь, пренебрегают вообще любыми правилами.
«Возможно, что такой рост количества ДТП спровоцировала сухая морозная погода и так называемый человеческий фактор, – комментирует заместитель начальника ГИБДД Казани Наиль Гибадуллин. – Вспомните прошлый год, как было скользко в это время. Естественно, что водители передвигались очень осторожно и не гоняли. Сейчас же на асфальте водители начинают чувствовать себя уверенно и резко повышают скорость передвижения. При этом они не учитывают, что ледяной асфальт ведет себя совсем не так, как летом, да и зимняя шипованная резина на асфальте увеличивает тормозной путь. Водители, которые забывают об этом, попадают в ДТП. Да и пешеходы ведут себя не лучшим образом – переходят дорогу так, как им удобнее. Даже вчера, когда я находился на месте происшествия, я видел, с каким упорством люди буквально бросаются под колеса, хотя подземный пешеходный переход находится всего в 50 метрах. Я останавливал таких нарушителей и спрашивал, почему они рискуют своей жизнью, переходя дорогу. А они отвечали, что «нам тут идти удобнее». Вот что делать с такими людьми? Да они уже тропинки там с Табейкина протоптали».
Наиль Гибадуллин пообещал, что работа инспекторов с пешеходами будет усилена. Соответственно и с водителями, не пропускающими пешеходов, тоже. Хотя и так ежедневно в Казани составляется в среднем 250 административных материалов на водителей, и около 100 – на пешеходов. Причем первые за нарушение наказываются штрафом в 1000 рублей, а вторые – в 300 рублей.
Разобраться в причинах такого резкого роста ДТП попытался и руководитель татарстанского отделения ФАР Рамиль Хайруллин. По его мнению, причина этого в неверном подходе к работе инспекторов ДПС. Точнее, в порочной плановой системе, давно устоявшейся в «органах».
«Я считаю, что метод кнута себя не оправдал: люди перестали на него реагировать, – говорит Рамиль Хайруллин. – И если сначала, после поднятия штрафов и повсеместной установки камер фотофиксации, водители нарушать опасались, то сейчас хоть сто камер поставь на километр, эффекта не будет. Люди устали бояться, а инспекторы чересчур уповают на техническую составляющую и перестали работать с людьми. Причем под работой я не имею в виду ловлю нарушителей, а работу по профилактике нарушений. Людям надо вдолбить в головы, что нарушать не модно, не пропускать пешехода – позорно, а превышать скорость – стыдно. Мне кажется, что нужно возродить работу по профилактике нарушений, живую работу с людьми, а не палочную систему сбора штрафов».
По мнению Рамиля Хайруллина, проводить рейды нужно не для галочки – раз в квартал, а ежедневно. Для этого можно выделить отдельную группу инспекторов, которая будет заниматься только проведением воспитательной работы среди пешеходов-нарушителей. Послушает такой пешеход в специально оборудованном автобусе, разок-другой полуторачасовую лекцию по правилам дорожного движения, сдаст письменный экзамен, и не захочет больше бегать через дорогу где попало. А чтобы руководство ГИБДД не кивало на нехватку личного состава, организовать структуру вроде советского ДНД. Чтоб они следили за порядком там, где инспекторов не хватает.
«Самое главное – нужно плановую систему ГИБДД заменить на показательную, то есть закрепить за каждым инспектором свой участок работы и поставить задачу снизить количество аварий, – предложил Рамиль Хайруллин. – И в зависимости от показателей решать – справляется инспектор со своей работой или нет. Кроме того, следует жестко контролировать качество обучения в автошколах. И запустить массовую пропаганду в СМИ».
«Водители не учитывают погодные условия и состояние асфальта, который в городе не везде одинаков, – считает казанский блогер Альберт (bebertos). – Есть скользкие места, на которых ДТП особенно часты».
«В последнее время замечаю, что водители ведут себя неадекватно, – сообщает казанский блогер Гузель (luckymalika). – То ли полнолуние влияет, то ли другая причина. А вообще я хочу, чтобы пешеходов почаще штрафовали за переход дороги на красный свет. Они же сами и провоцируют ДТП».
«Честно говоря, не слежу за статистикой ДТП по Казани, но похоже, что наши водители расслабились за 5 бесснежных морозных недель и привыкли к сухому асфальту, – выдвигает свою версию казанский блогер Артур (_wortex_). – Ситуация как в начале зимы при первом гололеде. А бабушки тоже такие попадаются, что просто сами лезут под колеса. Сам не раз видел, как старушка начинает переходить магистраль (!!!) мало того, что не на светофоре, так еще и по сторонам не смотрит».
ГИБДД Казани настоятельно рекомендует водителям строго соблюдать основные правила дорожного движения в условиях города – скоростной режим и очередность проезда перекрестков, а также быть вдвойне внимательнее вблизи учреждений образования, остановок общественного транспорта, торгово-развлекательных комплексов. Если в салоне автомобиля находится ребенок – не забывайте о его безопасности, используйте детские удерживающие устройства и ремни безопасности.