Пристегнуть ребенка в машине – значит сохранить ему жизнь. Инспекторы ГИБДД не перестают говорить о том, что при любой, даже незначительной аварии, дети страдают в первую очередь. Пристегните ремень, за рулем не пейте, ребенка – не на руки, а в специальное кресло. А водители и нерадивые мамаши все равно продолжают свои игры со смертью – то грудничка на руках везут, и при небольшом столкновении раздавливают его весом своего тела. То посадят ребенка на заднее сиденье, не пристегнув, и ребенок получает смертельную травму, ломая шею от удара о спинку переднего сиденья.
Свои призывы ГИБДД постоянно подкрепляет свежей статистикой: с начала года на дорогах Казани случилось уже 17 ДТП с участием маленьких детей. Один погиб, 19 получили травмы. И ДТП эти случились не только с теми, кто перебегал дорогу. Каждую неделю в сводках – пострадавшие дети, которые были пассажирами в машине собственных родителей. Так зачем ребенка усаживать в детское кресло? Тем более, что он чувствует себя безопаснее у мамы на коленях. Зачем все это нужно?
С точки зрения ГИБДД, родительские руки – защита не слишком надежная, если не сказать больше – никуда не годная. Дело в том, что во время столкновения вес ребенка увеличивается в несколько раз, и удержать его становится невозможно. Последствия лучше себе не представлять, достаточно вспомнить школьный курс физики, чтобы понять, что ждет малыша от такого удара. Обычный ремень безопасности тоже не принесет достаточно пользы: он рассчитан на взрослого человека, ребенка же только травмирует.
«Согласно действующим нормам ПДД (постановление правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (ПДД)), перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства, – напоминает аналитик ИК «Финам» Александр Лебедев. – Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Отсутствие кресла, даже если ребенок пристегнут, не освобождает водителя от ответственности, так как в ПДД четко обозначен порядок перевозки детей до 12 лет, никаких оговорок там нет. «Доказывать свою невиновность», особенно перед инспектором ГИБДД, водителю не придется. У инспектора есть обязанность зафиксировать факт нарушения и выписать протокол, доказывать свою правоту, если это действительно кажется водителю разумным, нужно будет в суде. А он, как правило, в случае разбирательств принимает сторону сотрудников ГИБДД».
В ГИБДД поясняют, что детские устройства необходимы, так как позволяют ребенку чувствовать себя удобнее, в то же время при ударах спереди равномерно распределяют нагрузку на корпус, а при ударах сзади оберегают шею от переломов и растяжений.
«Пристегнуть тоже ведь можно по-разному, – говорит заместитель начальник отдела БДД Хайдар Зиганшин. – В ДУ (детские устройства) есть специальные проушины для пропускания ремней безопасности, они расположены так, чтобы при ударе не травмировать шею ребенка. На обычном автомобильном сиденье, даже при наличии бустера, ремень может повредить шею. Адекватность наших требований подтверждает и статистика: все погибшие дети перевозились без кресел!»
Существует несколько основных видов удерживающих устройств для детей. Главное отличие – вовсе не размер кресла, а вес ребенка. Первый тип подойдет новорожденным, второй и третий – предназначен для детей массой более девяти и пятнадцати килограмм соответственно. Существуют модели, рассчитанные «на вырост», они не настолько безопасны, как кресла с более узким диапазоном веса, но и до замены пройдет больше времени. Если в средствах вы ограничены, можно остановить свой выбор на универсальном кресле, но все-таки безопасность ваших детей дороже денег, и на этом лучше не экономить.
Автокресла первого типа оборудованы специальными подголовниками, что очень важно для младенцев, имеют усиленную боковую защиту и, конечно же, трехточечные ремни для фиксации. Кроме того, они универсальны: легко демонтируются, имеют специальную ручку для переноски, а дома могут служить люлькой для малыша.
Ремни в удерживающих устройствах второго типа – пятиточечные, с мягкими прокладками для плеч. Такие кресла подойдут детям в возрасте до четырех лет. Для ребят постарше (до семи лет) подойдет класс «2», с подвижными подлокотниками и подголовниками. Для детей старшего возраста, до 12 лет, существует так называемый класс «3», рассчитанный на вес более 25 килограммов.
Для детских автокресел существуют определенные требования. Устройство должно соответствовать специальным российским стандартам и установленным в Европе. Желательна также маркировка ECE, означающая, что кресло успешно прошло все необходимые испытания и сертификации на безопасность и экологичность.
Систем фиксации тоже несколько. Первая – комбинация обычного ремня безопасности и нескольких дополнительных для более надежного закрепления ребенка в кресле. Второй тип вообще не предусматривает каких-либо ремней: всю силу удара должна принять на себя подушка безопасности, что вполне оправданно вызывает сомнения в целесообразности приобретения подобного устройства. Наиболее надежной представляется третья система: в таком кресле и ребенок, и само кресло фиксируются штатными ремнями, что защищает от повреждения головы и шеи, а также исключает риск травмирования ног.
Специалисты не советуют покупать бывшие в употреблении детские автокресла, ведь «биография» у него может быть какая угодно, кроме того, они могут иметь незаметные с первого взгляда повреждения, что в случае аварии может стать причиной трагедии. Хотя, с другой стороны, в некоторых странах Европы есть и другая практика: удерживающее устройство можно взять напрокат. Такая услуга для родительского кошелька выходит значительно дешевле, чем регулярные покупки новых кресел, но особой популярности она не имеет.
Для автокресел существуют и разнообразные аксессуары: солнцезащитные козырьки, защитные сетки от комаров и мух, специальные перекладины для игрушек и многое другое. В продаже есть модели кресел, оснащенные дополнительными отсеками для хранения разных мелочей: игрушек, подгузников, бутылочек и баночек, которые позволят держать все необходимое ребенку в одном месте.
Следите за изменением веса ребенка: возможно, пришло время приобретать новое кресло. Регулярно, желательно перед каждой поездкой проверяйте натяжение ремней: недостаточно, или наоборот слишком туго натянутые ремни безопасности могут угрожать здоровью маленького пассажира.
Если вам необходимо установить несколько кресел, имейте в виду, что не в любом автомобиле это возможно. Два влезут, а вот три... Эксперты специально протестировали почти полторы сотни различных моделей машин и пришли к выводу, что далеко не в каждом из них возможно разместить три кресла. Причины просты: либо сиденья слишком узкие, либо сама конструкция задних сидений такова, что делает невозможной их установку. К примеру, ни в одной из протестированных моделей Audi, Mercedes-Benz и Lexus не удалось этого сделать.
Но трое детей – относительно редкое явление в наше время. Отметим, что два детских кресла можно без труда установить практически в любом автомобиле.
Крепятся они, как правило, на стандарт ISOFIX. Иномарки часто поставляются уже оснащенные такими креплениями, но их можно установить дополнительно, в случае если ваша машина ими не оборудована, или зафиксировать кресло обычными ремнями безопасности.
Маленький пассажир – это всегда повышенная ответственность. Даже самому аккуратному водителю следует быть предельно осторожным, если на заднем сиденье находится ребенок. Поэтому мало позаботиться о подходящем автокресле – необходимо скорректировать манеру езды, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно и безопасно. Дети гораздо чувствительнее к движению в автомобиле, чем может показаться. Продумайте возможные развлечения, чтобы ребенок спокойно перенес поездку. Превратить нудную дорогу в занимательную игру вполне в ваших силах. Если есть возможность – установите в салоне портативный DVD-проигрыватель: мультики прекрасно скрасят дорогу, особенно если путь предстоит долгий.
Никогда не экономьте на безопасности. Особенно сейчас, когда сухие дороги провоцируют водителей на скоростные маневры. Не стоит относиться к этому легкомысленно. Жизнь и здоровье вашего ребенка бесценны. Уж лучше один раз переплатить за нехитрые меры безопасности и предотвратить трагедию, чем раскаиваться всю жизнь в том, что когда-то пожалели денег на несколько вещей, которые, возможно, могли бы все исправить.
Фото: Фото с сайта Autotom.ru