Дорожный полигон на 385 гектаров решили построить недалеко от Казани власти Татарстана. По мнению министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, это позволит проводить испытания дорожного полотна в соответствующих климатических условиях, вести научно-исследовательскую работу. Казанцы восприняли эту новость достаточно скептически. По их мнению, полигон будет иметь сугубо академический интерес и на процесс строительства и улучшения качества дорог в Татарстане никак не повлияет.
С инициативой создания на территории Республики Татарстан инновационного технопарка «Поволжский дорожный полигон» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин выступил в ходе расширенного заседания коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. Он сообщил, что создание проекта инновационного технопарка «Поволжский дорожный полигон» позволит проводить испытания дорожного полотна в соответствующих климатических условиях, вести научно-исследовательскую деятельность и внедрять на практике инновационные технологии, непосредственно испытанные и подтвержденные экспериментально.
«Эти исследования дорожного полотна будут иметь сугубо академический интерес, – считает главный инженер ОАО «Каздорстрой» Виктор Елин. – Для производственной деятельности все уже давно разработано. Все полимеры, асфальты, мастики – все уже испытано, только применяй. Что мы постепенно и делаем, испытывая новинки на второстепенных дорогах. А что касается этого полигона, то он нужен профессорам, научным работникам для удобства. Полевая работа на реальной магистрали кране тяжела и неудобна, а там для них будут «тепличные» условия».
В свою очередь, проректор по научно-исследовательской работе КГАСУ Альфред Сулейманов сообщил, что помимо дорожного полигона запланировано строительство института инноваций в транспортном комплексе, научно-исследовательского центра, мастерских с высокотехнологическим оборудованием. Предполагается, что стоимость строительства полигона составит 800 млн рублей. Он займет 385 гектаров на землях Высокогорского района.
«Про автомобильные полигоны знаю, там автомобили испытывают на разных типах дорог и дорожных покрытий, моделируют различные климатические условия, – комментирует новость казанский блогер Олег (business_ru). – А вот чтобы испытывать дороги, про такое я слышу в первый раз, хотя да, интересная инновация. Уверен, что ГОСТы, ТУ и прочие требования к современному дорожному покрытию брались не из воздуха. Это научный труд, основанный на опыте и исследованиях целых научных институтов, которые проводились не один десяток лет. И даже несмотря на текущее «качество» наших дорог, которое зависит не от материалов, а от нарушений технологий, можно сказать, что дороги у нас есть, даже при таких сильных нагрузках, как сейчас».
В то же время блогер сомневается в том, что эти научные исследования будут внедрены в ближайшее время. По мнению Олега, долгосрочные испытания занимают много времени, а ведь еще нужно довести новые технологии до производственников. И это займет много времени. «Так что, на мой взгляд, строительство полигона и увод денег в него вместо вкладывания денег в текущие дороги – чисто академическое действие, – констатирует Олег, – результаты которого, мы, в лучшем случае, можем почувствовать лет через 30. При правильной организации самого полигона, тесной связки его с научными институтами и производителями, а также оперативному применению полученных знаний».
Доцент кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог строительной академии Евгений Вдовин пояснил, что речь идет не столько о создании наших собственных технологий, сколько об испытаниях и внедрении технологий импортных. Причем в сжатые сроки.
«Чтобы испытать технологи в реальных условиях эксплуатации, требуется от пяти до десяти лет, – говорит Евгений Вдовин. – Полигон позволит сократить эти сроки в разы. Мы можем, кратно увеличив нагрузку и имитируя характерные погодные условия на треке, спрогнозировать будущее примененной технологии и материала, его долговечность. Такой вариант испытаний применяется во всех развитых странах. Более того, без трекового испытания материалы вообще к внедрению не допускаются».
По словам Евгения Вдовина, значение полигона переоценить трудно. Он может стать независимой лабораторией, которая станет следить за точностью выполнения всех технологических нюансов при строительстве всего тела дороги. Путем отбора проб «кернов» можно подтверждать заявленные сметы подрядчиков и при наличии нарушений лишать их возможности участвовать в следующих тендерах.
«Определяя причину разрушения дорожного полотна на базе лабораторий полигона, можно делать соответствующие выводы и давать рекомендации тем же строителям в применение материалов и технологий, изучать воздействие полотна дороги на автомобили, здания, на экологию. Изучая возможности местных материалов мы сможем снижать затраты на строительство. Учитывая то, что на специальных стендах в температурных камерах можно будет моделировать любые погодные условия, наш полигон будет реально полезен не только для Татарстана, но и для всей России», – заявил Вдовин.
«Я сомневаюсь, что удастся снизить стоимость строительства наших дорог, потому что дело здесь совсем не в технологиях, по большому счету, – комментирует казанский блогер Рафаэль (logger). – Как мне кажется, этот полигон принципиально ничего не изменит, хотя и будет полезен с научной точки зрения. Ну, и заодно поставить галочку, что мы передовой инновационный регион. А хотите посмотреть, почему в действительности наши дороги такие плохие? Вот вам ссылка».