Примеров выигранных дел против ГИБДД у казанских водителей становится все больше. Они все чаще прислушиваются к советам профессиональных юристов не соглашаться с инспектором, в протоколе административного правонарушения писать свое видение событий, снимать на видео все свои разговоры с представителями ГИБДД. Сейчас без этого доказать свою правоту в суде очень проблематично. Но можно. Как показала практика, несмотря на то, что суды упорно стоят на стороне инспекторов, которые часто не просто пользуются своим служебным положением, но и умышленно идут на подтасовку фактов, а порой и закон нарушают, отстоять свое право можно. И чем больше будет таких упорных водителей, тем процесс станет идти все легче и легче.
«Водители к нам по вопросам небольших штрафов практически не обращаются, разве что консультируются по телефону, – признает казанский автоюрист Анвар Шаяхмедов. – Успокаивая себя тем, что «300 рублей не деньги», они не верят, что могут добиться справедливости. У большинства к тому же просто нет времени обивать пороги судов. А ведь объем собранных штрафов доходит до миллиардов рублей. То, что такие очевидные в плане нарушения закона сотрудниками ГИБДД вещи доходят при рассмотрении до Верховного суда, у меня вызывает озабоченность».
Однако отстоять свое право можно даже в том случае, если вам прислали по почте штрафную квитанцию за нарушение, которого вы не совершали. Напомним, что мы писали о редком случае, когда возмущенный выписанным автоматической системой фиксации штрафом житель Казани обратился в суд и выиграл дело. Он смог доказать в Верховном суде, что сотрудники ГИБДД установили камеру неправильно. Правда, стоит сказать, что справедливости он добивался два месяца, пока Верховный суд РТ отменил постановление районного суда о взыскании штрафа. Не у каждого хватит на это терпения, поэтому водители решают, что проще заплатить.
«Все нарушения, которые допускают гаишники, идут от чувства безнаказанности, – говорит автоюрист Руслан Борзыкин. – А водители поддерживают их в этом: редко кто начинает «качать права» или устраивать разбирательство. «Проще заплатить», думают водители. Но до тех пор, пока мы все вместе не осознаем своих гражданских прав, сотрудники ДПС так и будут нарушать закон. Кстати, снимать на видео теперь разрешено, а вот препятствовать – наоборот. Единственным исключением являются режимные объекты. К счастью, автомобильные дороги к ним никак не относятся».
Пункт 25 административного регламента гласит, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. Если же водитель производит видеозапись, когда это запрещено законом («О государственной тайне», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другие), то инспектор должен сообщить об этом участнику дорожного движения со ссылкой на нормативный правовой акт.
В Казани с этим сейчас даже проще – инспекторов самих обязали вести видеосъемку всего происходящего в патрульной машине. Тем не менее, по словам юриста, проблема нарушения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, с каждым годом только увеличивается. А происходит это потому, что до сих пор показатель работы сотрудника полиции и ГИБДД в частности – количество привлеченных к административной ответственности. То есть, попросту говоря, план. Причем из разговоров с полицейскими становится понятно, что начальству абсолютно все равно, каким образом этот план выполняется – законно или «с некоторыми шероховатостями».
Но не только сотрудники милиции игнорируют закон. Мировые судьи, у которых времени рассматривать дела об административных правонарушениях с соблюдением принципов «всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела, равенства всех перед законом, а также презумпции невиновности» катастрофически не хватает, особенно в дела не вникают. На нарушения инспекторов они обычно смотрят сквозь пальцы.
Если автовладелец пытается самостоятельно защитить свои права, то, как правило, судьи подходят к рассмотрению дел достаточно формально, ориентируясь больше на протокол об административном правонарушении и показания инспектора. Объяснения водителя при этом, как правило, не учитываются. И в результате суд определяет виновность и выносит постановление о привлечении к административной ответственности. Что, кстати, и произошло при рассмотрении дела с неправильно установленной камерой видеофиксации.
«Тем не менее бояться этого не следует, – говорит Руслан Борзыкин. – Если не согласны с разбором, не уверены в том, что суд решит дело по закону, а не просто отмахнется, то обращайтесь к профессиональным юристам. Кстати, в спорах со страховыми компаниями это тоже поможет».
Однако заметим, что даже если интересы автолюбителя защищает грамотный юрист, не факт, что закон будет соблюден. Сила инерции, чувство безнаказанности и абсолютное равнодушие к людям делают свое дело. «У суда нет оснований не доверять показаниям сотрудника ГИБДД» – классическая «отмазка» равнодушных служителей Фемиды. Очень часто аргументы водителя вообще не попадают в материалы дела, потому что в отсутствие адвоката неискушенный в юриспруденции человек просто не имеет представления о допустимых методах защиты. Юристы советуют: чем больше документов и тем более письменных доказательств будет свидетельствовать о невиновности человека, тем больше у него шансов добиться справедливости, по крайней мере на пересмотре решения.
К сожалению, даже активный участник судебного процесса может оказаться в проигрыше, если не сможет доказать свою правоту. Например, он сделал фотографию места, где было зафиксировано нарушение ПДД, но не подал письменного ходатайства о приобщении этих снимков к материалам дела. Или не подал вовремя жалобу на отказ инспектора внести в протокол показания свидетелей. Федеральный судья просто не поверит, что такие фотографии являются подлинными, а свидетели действительно видели момент предполагаемого нарушения.
«Доходит буквально до абсурда, – рассказывает Руслан Борзыкин. – К нам обратился гражданин, которого лишили прав за то, что он якобы ехал на машине с подложными номерами. На самом деле номера у него были самые что ни на есть настоящие, выданные в ГИБДД. Единственно, что после аварии передний номер был потресканный и потертый, а крепления номера вообще с машины были срезаны при аварии. Номер автовладелец приспособил на панель под стекло, задний был на месте и вполне читался. То есть нарушение здесь было, но другое – согласно пункту 7.15 ПДД установка знака не отвечает ГОСТу. А в КоАП по статье 12.2, если знак не читается с 20 метров, это карается штрафом в 100 рублей. При чем тут подложные номера? Однако ни объяснения водителя о том, что задний знак на месте, ни тот факт, что изъятие инспектором номеров проводилось без понятых, а это грубое нарушение административного регламента МВД, не повлияли на решение суда. Суд даже не направил эти номера на экспертизу, чтобы доподлинно установить, подложные они или нет».
Жалуйтесь, говорят юристы. Кстати, поводом для жалобы может быть даже то, что инспектор ГИБДД пытается вручить вам повестку в суд. Да, он может это сделать сразу, если ваше нарушение тянет на «лишение». Но есть один нюанс: согласно КоАП повестку имеет право вручить замкомандира роты или выше. То есть если простой инспектор ГИБДД на дороге имеет повестки, то их вручение – превышение должностных полномочий. К тому же это противоречит Инструкции по работе судов, где сказано, что по поручению судьи повестку выписывает и подписывает секретарь суда. Вот вам и повод для обжалования протокола.
Кстати, пока вы пишете жалобу и она рассматривается в федеральном суде, постановление, в том числе и о лишении права управления ТС, не является вступившим в законную силу. В этот период времени вы имеете полное право ездить на автомобиле (даже если мировой судья лишил вас такого права). И только когда федеральный суд, куда вы обратились с жалобой на постановление, отказал вам в ее удовлетворении, ставьте машину на прикол.
На период рассмотрения вашей жалобы обязательно возите ее копию с собой. И если очередной инспектор заявит вам, что вы управляете автомобилем в то время, когда лишены водительских прав, покажите ему жалобу с отметкой суда о ее принятии. Этот документ говорит о том, что постановление по делу еще не вступило в законную силу.
Если же вы столкнулись с откровенным произволом сотрудников дорожно-патрульной службы, рекомендация одна – звоните на центральный пульт милиции по телефону 02 (с мобильного телефона – 112). Спокойно и внятно объясните, с чем именно столкнулись, что именно сделал инспектор ДПС, где и как это происходило. Оператор официально примет ваше сообщение и направит его на рассмотрение в соответствующее подразделение. Не пренебрегайте этим правом, так как по каждому такому обращению заводится специальная карточка, которая направляется в орган ГИБДД и должна будет в любом случае отработаться.
Кроме того, очень полезно в этом случае официально обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. И даже если решение будет принято не в вашу пользу, а соответствующие органы могут и не найти нарушений в действиях инспектора, будьте уверены, что в следующий раз сотрудник ДПС трижды подумает, прежде чем совершать неправомерные действия или нарушать закон.
А чем чаще водители станут отстаивать свои права, тем реже станут нарушать закон те, кто должен его защищать по долгу службы.