Дополнительный налог замаячил перед всеми владельцами дорогих иномарок. Владимир Путин пообещал провести в России «налоговый маневр», в результате которого все владельцы «заводов, дворцов, пароходов» и приравненные к ним автовладельцы станут чуточку беднее, отдавая государству «налог на роскошь». Казанцы считают, что этот закон работать не будет – или богатые легко выкрутятся, или Путин просто забудет про него после выборов.
О «налоговом маневре» как о дополнительном налоге на богатство, а точнее, на престижное потребление» впервые упомянуто в статье Путина «О наших экономических задачах». По мнению премьер-министра и главного претендента на пост президента России, основные решения по этому вопросу должны быть приняты уже в этом году, чтобы в следующем году ставки налогов повысить. «При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса», – добавляет в статье Владимир Путин.
Казалось бы, благое намерение, пусть богатые платят государству больше, раз могут позволить себе яхту, самолет или майбахи с роллс-ройсами. «Какой малообеспеченный гражданин не жаждет восстановления социальной справедливости, утраченной в «лихие» и «тучные» годы? По данным социологических опросов, инициативу введения подобного налога поддерживают более 50% россиян, – комментирует новость руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский. – Однако не стоит забывать, что благими намерениями дороги мостят совсем не в рай. Главный вопрос заключается в том, что будет считаться роскошью в России и кого коснется увеличение налогового бремени? Станут ли только самые богатые платить больше, или под удар попадут практически все слои населения?»
Некоторые эксперты склоняются к тому, что введение подобного закона приведет к уходу «престижных приобретений» в тень. К примеру, повышение налогов на яхты и личные самолеты может привести к тому, что транспортные средства будут регистрироваться за пределами РФ, а значит, российские налоги их не коснутся.
Согласно действующему транспортному налогу, ставки привязаны к мощности и зависят от региона. Например, в Москве владельцы Renault Logan 1,4 (75 л.с.) платят по 7 руб. за лошадиную силу, то есть 525 руб. в год. А те, у кого Ford Focus 2,0 (145-150 л.с. в зависимости от года выпуска) отдают за 1 л.с. по 30 руб., то есть годовой платеж составляет 4350-4500 руб. Но это, в сущности, мелочи в сравнении с налогами на более мощные моторы. Скажем, владелец BMW 530d (258 л.с) платит по 150 руб. за силу, итого – 38 700 руб. в год.
«Больших дополнительных доходов «налог на роскошь» вряд ли даст бюджету, так как действительно богатые люди имеют лазейки для оформления имущества вне России, с более лояльным налоговым режимом, в то время как основное влияние предложения Путина могут оказать на средний класс, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Пока конкретные параметры увеличения налоговой нагрузки на богатых не проработаны, поэтому сложно сказать, каким образом их внедрение отразится на спросе на дорогие автомобили. Если, например, это будет некая «добавка» к цене нового автомобиля у официальных дилеров, может вновь стать популярной тема перегона новых автомобилей из-за границы. Возможно, появятся какие-то дополнительные сборы и пошлины для владельцев авто выше определенной стоимости».
По мнению эксперта, предложения Путина о повышении фискальной нагрузки на владельцев предметов роскоши и дорогих автомобилей имеют непосредственное отношение к предстоящим выборам президента и продиктованы соображениями социальной справедливости. Его заявление не только не наносит удар по избирателям, но и способно вызвать дополнительные симпатии. В то же время предложения кандидата в президенты могут быть реализованы на практике сразу же после выборов.
Казанские автовладельцы отнеслись к инициативе Владимира Путина тоже довольно скептически.
«По-моему, всё это просто громкие слова, чтобы типично путинский электорат – малообразованные слои населения с низким достатком – настроить правильным образом перед выборами, – считает казанский блогер Константин (starkey). – Какой, типа, Путин хороший – борется с богатыми. Популизм чистой воды. Кто имеет память сколько-нибудь больше года, прекрасно понимает, что это всё слова, слова, слова и словами останутся. У нас не может быть ситуации «пчёлы против мёда». И что характерно – не говорится, что надо сделать лучше среднему и нижнему классу. Говорится, что надо брать больше с тех, кто получает много. Но про раздать бедным не сказано ничего».
«Я так думаю, что это очередной «вброс», пиар перед выборами», – подтверждает эту мысль казанский блогер Жан (man1ac).
Несмотря на очередной всплеск кризисных волнений во всем мире, за последний год спрос на сверхдорогие авто в России только вырос. Например, продажи автомобилей класса люкс марки Rolls-Royce в нашей стране за 2011 год выросли вдвое по сравнению с 2010 годом.
«На продажи дорогих автомобилей это вообще никак не повлияет, – поясняет казанский блогер Айдар (young-budda). – В Казани Range Rover Vogue при заказе сейчас нужно ждать до мая. А ведь это «тачка» стоимостью в пять миллионов. Что ему этот налог? А вот на тех, кто купил мощную старую машину за бесценок, повлияет очень сильно. Так что закон такой, может, и нужен, но в сильно доработанном виде. Я бы закладывал в цену первоначальной покупки. Но это мысль первая, которая появилась, так что она так уж. Лучше бы для Газпрома НДПИ увеличил, что перекрыло бы не только транспортный налог, но и с десяток-другой остальных».
Конечно, окончательная эффективность предлагаемой реформы во многом будет зависеть от того, в какой форме будут реализованы предложения премьера. Может случиться так, что про эти обещания вообще забудут сразу после выборов. Однако здравый смысл подсказывает, что ждать от государства положительных изменений – последнее дело. Как бы «налог на роскошь» не трансформировался просто в повышенный налог на любое имущество.