RU116
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Казани

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

745мм 74%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Авто Юристы против лишений за встречку

Юристы против лишений за встречку

Ассоциация юристов России предложила применить градацию наказаний к такому нарушению ПДД, как выезд на полосу встречного движения. По мнению авторов инициативы, в законе нужно прописать, когда выезд не представляет опасность, когда нарушение допущено по н

Ассоциация юристов России предложила применить градацию наказаний к такому нарушению ПДД, как выезд на полосу встречного движения. По мнению авторов инициативы, в законе нужно прописать, когда выезд не представляет опасность, когда нарушение допущено по неосторожности и можно ограничиться штрафом, а когда нужно наказывать по максимуму. Обсуждается эта идея в рамках антикоррупционного проекта Минюста. Поскольку вопрос о лишении зачастую переходит на деньги, логичнее выписать водителю штраф за «невольное» пересечение сплошной. Так средства попадут в бюджет, а не в карман гаишника. Вменяемому водителю, который по неосторожности оказался на встречке и не создал аварийной ситуации, этого вполне достаточно, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Наиболее понятный пример градации – нарушение скоростного режима: за 20 км/час сверх лимита накажут на 100 рублей, за превышение более 60 км/час можно потерять права до полугода. У встречки основной исход – лишение до шести месяцев за исключением штрафа в 5000 рублей, если выезд зафиксирован камерами видеонаблюдения. Пересечение сплошной, сопряженное с объездом препятствия, также ограничивается штрафом до 1500 рублей.

«Мне кажется, градация наказания за выезд на полосу встречного движения необходима по нескольким причинам, – поясняет аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Во-первых, многие автолюбители оказываются «лишенцами» по случайности либо в силу спорных обстоятельств, в реальности не представляя опасности для других участников дорожного движения. Для них как минимум несправедливо наказание, аналогичное жестким нарушителям. Во-вторых, с точки зрения наполняемости бюджета решение штрафовать нарушителей выглядит более оправданным, чем лишение прав, которое лишь делает ГИБДД статистику и позволяет сотрудникам ведомства обеспечить доход от жесткости наказания. В-третьих, снизилась бы нагрузка на судей, так как число желающих оспаривать наложенный штраф, а не постановления о лишении водительского удостоверения, объективно существенно ниже. В-четвертых, сам процесс судебного рассмотрения подобных дел смог бы стать не однобоким и абсолютно формальным, как сейчас, а более обстоятельным и учитывающим интересы не только сотрудников ГИБДД».

Юристы, в свою очередь, смотрят на такое решение проблемы с точки зрения коррупционной составляющей. Они читают, что ни на трассе, ни в суде никто разбираться в количестве нарушения не станет, судить будут по полной.

«Жесткие и безальтернативные наказания за выезд на встречную полосу только провоцируют коррупцию, – говорит член правления Ассоциации юристов России Дмитрий Позоров в интервью «Российской газете». – У человека нет выхода: если дело уйдет в суд, лишат прав. Никто не станет разбираться, заехал ли водитель на пять сантиметров или полметра, вынужденно заступил через сплошную на узкой дороге или запутался на развязке – пощады не будет. На руках инспектора в таком случае все козыри: проще договориться на месте за соответствующее вознаграждение».

А таких случаев, когда водитель без злостного умысла попал на встречку, хватает. Идут на обгон, где нет на это ограничений, а завершать маневр до начала сплошной линии не успевают. Или попадаются на перекрестке, обгоняя по главной дороге: прерывистая линия переходит в сплошную, и водители, оказавшись левее разметки, теряют права. Также бывает, что знак «Обгон запрещен» устанавливают в местах, где нанесена прерывистая линия, а знак имеет преимущество – и прав как ни в чем не бывало.

Сейчас, чтобы попасться за встречку, достаточно заехать колесом на сплошную линию. И не важно, создал ты аварийную ситуацию или нет, наказание одно – лишение прав. Часто бывает, когда машины движутся более плотно, нежели позволяют полосы в одном направлении, и крайний левый ряд постепенно «выдавливают» на сплошную. «Если водитель выехал на встречку по неосторожности, не создал помех и угрозы для других участников движения, за что его лишать прав? Достаточно предупреждения или штрафа. Если он обгоняет по встречной полосе, да еще не первый раз на этом попадается – тут 100% лишение на максимальный срок», – считает директор юридической компании Александр Донцов.

Итак, основной посыл авторов – должна быть жесткая реакция на абсолютное нарушение, то есть на намеренный обход правил. Но кто будет решать, на какую сумму водитель «заехал»?

«Кто будет решать – заехал я колесом случайно или выехал внаглую, – спрашивает пресс-секретарь ФАР Татарстана Григорий Лукин. – Опять это ляжет на совесть инспектора. То есть в плане коррупции фактически ничего не изменится. Так что я пока не вижу оснований для внесения изменений в законодательство. Могу привести пример, когда из-за «полуметра на встречке» погиб человек. Уазик выдавили всего ничего, кто-то его подрезал, и этого хватило, чтоб зацепить встречную «Калину». В результате погибла молодая девушка».

Получается, что на практике отследить нюансы будет проблематично. «Как вы определите, насколько машина заехала на встречную полосу: на пять сантиметров или на метр? Инспектор зачастую стоит за 100-300 метров. Для него все эти цифры в пределах погрешности, – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – И инспекторы выполняют план по протоколам. Есть задача составить 20 протоколов за встречку, он что будет стоять и ждать, пока кто-то наедет больше одного метра? Ничего подобного. Нарушение – протокол. А вот ввести за выезд на встречку штраф для тех, кто попал впервые случайно, – это обязательно надо».

Итак, юристы, в отличие от традиционного закручивания гаек, настаивают на послаблениях для водителей. Но в свое время лишение без альтернатив вводилось, чтобы окончательно пресечь аварии на встречке, поскольку любая лазейка может провоцировать на нарушение. Если почитать сводки ГИБДД, то можно увидеть, что лобовое столкновение на трассах – самая частая причина ДТП со смертельным исходом.

Именно поэтому ГИБДД причисляет выезды на встречку к грубым нарушениям ПДД, поэтому здесь применяется жесткое наказание без поблажек и градаций. Не важно, ехала ли машина одним колесом за сплошной или оказалась там для обгона – это потенциально опасная ситуация. В левом ряду обычно движутся на высоких скоростях, и если вплотную прижиматься к встречному потоку, есть риск столкновения. Именно поэтому водителей от любого незаконного посягательства на встречную полосу удерживает если не страх, то водительское удостоверение.

Добавим, что прекрасным и окончательным решением проблемы встречки является разделительный газон. С отбойником.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем