С нового года в России повышаются штрафы за проезд и пересечение стоп-линии на красный свет. Не исключено, что к этому списку добавится рост тарифа за перевозку детей без специального кресла. Кроме того, ГИБДД заинтересована в прогрессивной шкале наказаний: нарушил раз – одна сумма, нарушил пять – другая, и так до лишения прав. Последнее вызвано практикой по ДТП: в большинстве случаев их провоцируют нарушители-рецидивисты.
1 ноября в России стартовала акция «Автокресло-детям» – традиционная профилактика детского травматизма на дорогах, в связи с чем подняли вопрос о новых штрафах за нарушение перевозки малышей. В ходе обсуждения этой проблемы со стороны общественников высказано предложение ударить по беззаботным родителям рублем.
В частности, президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре считает, что штраф за перевозку ребенка без автокресла должен равняться средней стоимости удерживающего устройства, то есть трем-пяти тысячам рублей. В этом случае проще купить его и обезопасить чадо, нежели выкидывать деньги на ветер, расплачиваясь за нарушение. ГИБДД готова поддержать эту инициативу, если в ходе нынешней акции найдет положительные отзывы водителей по этому поводу.
По данным опроса ВЦИОМ, 50% родителей не используют специальные кресла в машине, причем 30% даже не собираются его покупать. По этому же опросу 59% россиян уверены, что штрафы за данное нарушение должны расти.
5000 рублей – много это или мало для подобного нарушения? Сейчас за неиспользование кресла установлена планка в 500 рублей, как и за не пристегнутый ремень безопасности. Для сравнения: таким же штрафом облагаются водители тонированных не по ГОСТу машин, движение задним ходом по автомагистрали, нарушение правил расположения авто на проезжей части или движение по обочине. Если увеличить эту сумму в 10 раз, отказ от автокресла можно приравнять к выезду на встречку, за которое в случае видеофиксации получаешь 5000 рублей. А это одно из самых злостных нарушений.
«Правила дорожного движения обязывают использовать для перевозки детей удерживающие устройства или другие средства, позволяющие пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности, – напоминает сотрудник отделения пропаганды ГИБДД Алексей Горшков. – На переднем сидении дети до 12 лет должны перевозиться только в специальном кресле. Соблюдение этого правила позволяет предотвратить вероятность травмирования детей-пассажиров и уменьшает смертность среди грудных детей на 71% и на 54% среди детей от двух лет«.
Подробнее об использовании детских кресел – здесь.
В последние годы повышение штрафов стало традиционным, поскольку дает положительные результаты. Однако в ГИБДД проявляют большой интерес к прогрессивной шкале наказаний: когда одни и те же санкции не действуют на водителя, надо увеличивать их с каждой новой провинностью.
Это довольно эффективная мера для «трудных» водителей, которые с первого раза не понимают. Причем подобная система должна вводится для любой категории нарушений: будь то превышение скорости, непристегнутый ремень или выезд на встречку. При этом штрафному прогрессу нужна верхняя планка в виде максимальной суммы или лишения прав. А нарушения, которые караются «бесправием» изначально, могут получить градацию по срокам: первый раз, например, на полтора года, второй – на три, третий – на пять и так далее.
Кстати, эта схема напоминает балльную систему, которая появилась еще во времена Советского Союза. В отличие от штрафов, суммы которых относительны и воспринимаются водителями по-разному, баллы уравнивают всех. При этом получаешь их на месте, в отличие от уплаты штрафа – многие от нее просто уклоняются. Баллы проставлялись в виде отверстий в специальном «талоне предупреждений», и как только их число переваливало за критическую отметку, удостоверение изымалось на месте. Этому сопутствовала выписка штрафа, чтобы совсем отбить охотку к нарушению правил. Сначала «компостировали» только серьезные провинности, и критическая точка была в три замечания. Позже водителю стали начисляться баллы за несоблюдение практически всех пунктов правил дорожного движения. Провинности отмечались во «временном разрешении», которое прилагалось к правам. Как только их сумма в течение года переходила 15-балльный рубеж, водитель лишался прав. Для получения своего документа обратно нарушитель обязывался пройти теоретический экзамен.
«Мне кажется, проблема сейчас ни в размере штрафов, а в том, что водители их не оплачивают. Тут логично ужесточить контроль . Например, водитель не может снять\поставить машину на учёт без справки из ГИБДД, что долгов нет, и при этом сделать процедуру оплаты штрафов более удобной, – считает руководитель Школы водительского мастерства Ярослав Федоров. – Часть автовладельцев готовы оплатить свои штрафы – просто не могут выделить на это время.
Сама же мысль прогрессивных штрафов кажется мне логичной – водители реже будут нарушать, понимая, что платить придётся больше. Но, опять же, штрафы должны бить по карману, а не просто лежать бумажками в бардачке».
Прогрессивные штрафы – проверенная схема, которая эффективно работала, и внедрить ее на фоне сегодняшней статистики было бы неплохо. Даже изменения в законы и правила оправдали бы себя большей дисциплинированностью на дорогах при условии адекватного и беспристрастного отношения инспекторов.