С июня следующего года, после вступления в должность нового президента России, начнет действовать единый Техрегламент для стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана). Одно только упоминание этого документа сродни кости в горле для любителей «неправильных» машин японского и американского производства. Похоже, на этот раз власти настроены серьезно: главные выборы в стране останутся позади, и миндальничать с владельцами праворуких «японцев» и настоящих «американцев» никто уже не будет.
Технический регламент, документ объемом 450 страниц, был разработан специалистами Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) и успел подвергнуться критике со стороны множества автомобилистов. Тем не менее, власти трех стран отступать не намерены: в Казахстане, к примеру, с 2010 года запрещена эксплуатация праворульных автомобилей. Теперь очередь за Россией и Белоруссией.
Документ, подготовленный в НАМИ, тщательно регламентирует всевозможные параметры транспортных средств, разрешенных к ввозу и эксплуатации на территории Таможенного союза. Наиболее радикальным, ставящим крест на эксплуатации «праворучек», является один из пунктов раздела «Требования безопасности». Он гласит: «...Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».
В принципе, ввозить чистокровных «японцев» и «американцев» можно будет и после вступления в силу Технического регламента. Другое дело, что ездить на них будет уже невозможно. Впрочем, предвидя возможный социальный взрыв в регионах за Уралом, власти сделали послабление для владельцев уже приобретенных авто: кто успеет привезти и поставить машину на учет до июня 2012 года, тот будет ездить с «неправильным» рулем или фарами и дальше. Правда, пока остается открытым вопрос, как быть с продажей таких автомобилей, а также прохождением государственного технического осмотра.
«Закон не имеет обратной силы, то есть должен распространяться только на те машины, которые пытаются ввезти после его принятия, – отмечает руководитель Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Но как это будет действовать на практике? Нет никаких гарантий, что при прохождении техосмотра или продаже авто вам не откажут в регистрации или выдаче талона, ссылаясь на пункты этого документа».
Не все так просто и в отношении американских автомобилей. Часть «стопроцентных янки», такие как Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade ввозятся к нам официально, с европейским «светом» и «поворотниками». Таким образом, под удар Техрегламента попадут серые дилеры и их клиенты, покупающие автомобили исконно американских брендов (Buick, Lincoln и другие). Проще будет тем, кто приобрел «американца» того или иного европейского, японского или корейского брендов: для многих моделей будет вполне достаточно поменять оптику на европейскую, тем более что сейчас проблем с ее продажами нет.
«Люблю американские авто, просто за их непохожесть на «Европу», – говорит автомобилист Иван Харитонов. – Сейчас у меня Mitsubishi Galant, сделанный для американского рынка. Покупал его достаточно давно, когда еще не было заградительных пошлин. Техосмотр пока что проходил без особых проблем. «Американцев» планировал покупать и дальше, но сейчас тревожно – какой будет ситуация с новым законом, пока что совершенно не понятно».
Фото: Фото с сайта Chevroletdealerinusa.com