Стоимость техосмотра может подорожать в среднем до двух тысяч рублей уже с 1 января 2012 года. Причем цифра эта неокончательная, поскольку право устанавливать верхнюю планку отдадут региональным властям. А документы, по которым будут проводить расчеты в субъектах Федерации, еще только разрабатываются.
«Никаких предпосылок для повышения стоимости техосмотра нет: средняя цена по стране сейчас составляет 1000 рублей, включая пошлину и стоимость услуг. Я вообще сторонник полной отмены техосмотра, поскольку об эффективности этой процедуры говорить не приходится, – говорит лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – По нашим опросам в крупных городах видно, что половина водителей проходила техосмотр нелегально. Я считаю, нужно возложить всю ответственность на водителя за техническое состояние машины. Впрочем, так и сейчас происходит, поскольку пункты техосмотра не отвечают ни за что, да и не будут отвечать. Поэтому тенденции к упрощению, думаю, никак не скажутся на «эффективности» контроля. Единственное, что радует, это отмена привязки прохождения техосмотра к месту регистрации машины. Я считаю, что проверяемых параметров должно становиться меньше, как это происходит в других странах, а плата за услуги сокращаться».
Сейчас официальная цена госпошлины на прохождение техосмотра в Казани 300 рублей. Добавляем сюда еще несколько необходимых бумажек, получаем где-то 600 рублей. Или 800, если иномарка. Стоимость нелегального оформления техосмотра – от 3000 рублей.
Интересно, что заявленная цена примерно равна той, что брали за нелегальный техосмотр. То есть авторы проекта в данном случае не отклонились от своих обещаний установить новый прайс в соответствии с серыми расценками. Логика выглядит примерно так: если водители готовы отдать пару тысяч за талон, почему бы не узаконить эти цифры? Плюс повысится цена незаконного пути, а такая халява будет доступна меньшему числу людей. И борьба с коррупцией, и зарабатывание денег – в одном флаконе.
«Стоил техосмотр 800 рублей, его «покупали» за две тысячи. Президент объявил борьбу с коррупцией, и теперь ТО стоит 2000 рублей! Где логика? Пострадали те, кто проходил техосмотр честно. А у тех, у кого машины не отвечают требованиям безопасности, кто покупал, тех никак не затронули новые правила, – комментирует автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Нынешнее положение вещей по техосмотру я даже близко не читаю и не рассматриваю. Больше чем уверен, что там полный маразм».
«Оценивать сейчас то, что будет твориться с техосмотром после вступления в силу закона, преждевременно, – считает казанский юрист Олег Ермаков. – То, что цена станет в несколько раз выше, это уже факт. Но я предполагаю, что сама процедура техосмотра превратится в пустую формальность. Частным компаниям, кому передадут права на техосмотр, главное не безопасность, а деньги. А чем больше машин пропустят через пункты осмотра в день, тем больше денег заработает компания. Что касается нелегального получения карточки техосмотра, то здесь цены вообще могут вырасти в разы».
Помимо того, что сузился список необходимых документов для прохождения проверки, сократилось и время процесса примерно на 15-20 минут: максимально это 43 минуты для легковых автомобилей. Но сюда не включено время ожидания – это чистое время проверки. После ее завершения в течение десяти минут владелец ТС должен получить готовый талон. «Что касается автомобилей с правым рулем, то если транспортное средство было допущено к эксплуатации и зарегистрировано, то оно должно проходить технический осмотр независимо от расположения руля», – цитирует замгендиректора НИИ автомобильного транспорта Виталия Комарова (именно эта организация подготовила правила прохождения ТО. – Прим. авт.) «Коммерсантъ».
По словам Комарова, проверку смогут пройти и американские машины с нестандартной оптикой, но на тех же условиях, что и праворульки. То есть запрет будет распространяться только на вновь ввозимые на территорию России машины. Никаких пояснений по поводу разрешения не регулировать фары «японцев» под наше движение получить не удалось, как и более подробных данных об упрощениях. А именно: шел разговор о том, что не будут проверять маркировку ремней безопасности, наличие этих ремней и АБС, если они не предусмотрены конструкцией. Если до 2000 года в некоторых моделях ГАЗ и Lada не предусматривались задние ремни безопасности, то и устанавливать их не надо и даже нельзя. Это расценивается как вмешательство в конструкцию, а это можно делать только с разрешения ГИБДД. То же самое касается и АБС – если ее быть не должно, а «умельцы» внесли свои коррективы, то техосмотр не пройти. В принципе то же самое прописано и в Правилах проведения технического осмотра транспортных средств, которые опубликованы в «Российской газете» еще 19 августа. Однако в этих правилах черным по белому прописано, что «на транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением», а красных поворотников, как на американских автомобилях, быть не должно. Это противоречит высказываниям Виталия Комарова о нестандартной светотехнике. Это еще раз подтверждает факт, что пока никакие четкие предписания под новый закон не готовы.
Тем временем казанские гаишники еще летом пообещали устроить водителям «веселую жизнь» – они готовятся к установке на улицах передвижных постов технического контроля для проверки «всего, что движется». «Конечно, водителям мы создадим неудобства, но ведь функцию контроля за техническим состоянием автомобиля у нас никто не отбирал», – заявил на очередном совещании начальник ГИБДД РТ Рифкат Минниханов.
Еще раз напомним, что с начала 2012 года полис ОСАГО можно будет получить только при наличии талона ТО. Если по отложенным срокам нужно пройти техосмотр, например в марте, а срок годности автогражданки заканчивается в феврале, все равно нужно будет ехать на ТО именно до приобретения новой страховки.
«Достаточно часто идеи нашего правительства, здравые на первый взгляд, при их воплощении оборачиваются совсем другой стороной, – считает блогер Рафаэль. – Видимо, то же самое произойдёт и с новыми нормами технического осмотра. Сама идея – снизить коррупцию и повысить качество – хороша на бумаге, но в жизни сведётся к дополнительным затратам из кармана рядового автомобилиста. Существующие СГТО в состоянии обеспечить полный цикл проверки технического состояния транспортного средства, и нет нужды передавать эту функцию в частные руки, а уж тем более доверять решение о технической исправности авто сотрудникам ДПС. Да и новые расценки однозначно не помогут бороться с коррупцией в этой области, а, скорее, наоборот, взвинтят расценки. Подводя итог, скажу, перефразируя известного спортивного комментатора Николая Озерова, «такой техосмотр нам не нужен!»