Ввести уголовную ответственность за стритрейсинг предложили российские общественники. Они внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий за уличные гонки лишение свободы, водительских прав, конфискацию машины и крупные штрафы. Между тем представители казанского автомобильного андеграунда уверены, что смогут избежать наказания. А инспекторы заявили, что не готовы к активной борьбе с гонщиками.
Закон, по замыслу авторов, должен предусматривать уголовную ответственность. Но для этого в Уголовный кодекс потребуется внести понятие «стритрейсерство». Какие именно действия водителей будут так квалифицироваться, никто не знает – депутаты имеют об этом самые смутные представления. Но ответственность за подобное занятие планируется сделать крайне жесткой. Казанские любители ночных гонок уверены, что никакое ужесточение не заставит их отказаться от увлечения.
«Принятие закона ночные гонки не остановит, разве что на первое время, – заявил казанский стритрейсер, представившийся Антоном. – Уже не раз ужесточали ответственность за ночные гонки, и никто от участия в них не отказался. Наше движение продолжает существовать, и как минимум раз в неделю на пустынных участках дорог проходят гонки. Причем именно на пустых дорогах, потому что мы все люди взрослые, адекватные, вменяемые. У многих дорогие машины, нормальная работа. А объединяет нас увлечение тюнингом и гонками. Это же не хулиганство».
Правда, по словам Антона, гонки для него и его «коллег» по хобби сопряжены с достаточно серьезной конспирацией.
«Свои встречи мы не афишируем, созваниваемся по телефону, договариваемся и приезжаем на определенное место, там, где заведомо никому мешать не будем. А там полчаса, и заезды закончились. Так что поймать нас «на горячем» патрульные экипажи не успевают. Кроме того, в Казани не одна команда, и у каждой свои излюбленные места. Поэтому если закон примут, будем собираться еще дальше, чтобы гарантированно не нашли».
В ГИБДД к активной борьбе с гонщиками не готовы – в приоритете стоит снижение детского травматизма и общего числа погибших под колесами. Да и гоняться за рейсерами никто не станет – и машины не потянут, и опасно это для других участников дорожного движения.
«Как таковое у нас понятие стритрейсинга не выделено, поэтому какой-либо статистики конкретно по этим нарушениям не ведется, есть общая цифра по статье 12.5 Административного кодекса, которая регламентирует те или иные нарушения, связанные с техническими неисправностями автомобиля, – поясняет старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД МВД по РТ Руслан Хасанов. – Сюда входит и тонировка, и прямоточный глушитель, и изменения в конструкции двигателя. А также неисправности рулевой, тормозной системы и незаконная установка спецсигналов. Всего таких нарушений выявлено 77 тысяч 339. Что касается стритрейсеров, то сейчас они меньше попадаются на глаза, особенно в связи с совершенными ДТП».
«Запрещенное стритрейсерство в Казани все равно существует, только в очень законспирированном виде, – признает начальник ГИБДД по Вахитовскому району Казани Михаил Савин. – Это закрытая социальная группа, и выявить их сложно. Но можно, и мы, получая оперативную информацию, проводим задержания. Они, в свою очередь, часто меняют места гонок и успевают закончить до приезда инспекторов. Однако у нас тоже есть свои наработки и накопительные дела. Так что и с ними бороться можно».
Заметим, что проблема нелегальных ночных и даже дневных гонок существует в России уже давно: периодически происходят серьезные ДТП, не обходится без жертв. Прежде всего это касается нелегальных мероприятий с плохими мерами безопасности или их полным отсутствием.
В Казани одним из последних нашумевших случаев, связанных со стритрейсингом, стало ДТП, произошедшее на улице Тэцевской 10 сентября 2006 года, когда один их гонщиков врезался в толпу зрителей. Двое из них погибли на месте, 13 человек получили серьезные ранения. Водителя осудили на 4 года лишения свободы.