«Искусственные неровности» на дороге, больше известные в водительской среде как «лежачие полицейские», в ближайшее время приведут к единому стандарту. В федеральной Госавтоинспекции обратили внимание, что эти конструкции зачастую вместо пользы могут нанести немало вреда. С одной стороны, ограничивают скорость автомобиля у потенциально опасных мест на дорогах, а с другой, при неправильной установке приводят к поломкам автомобиля, да и сами по себе создают аварийную ситуацию.
Пожалуй, в Казани нет ни одного водителя, который бы хоть раз не подскакивал на автомобиле на этакой шишке, протянувшейся поперек всей дороги. «Лежачие полицейские» установлены на многих городских дорогах, да и на загородных их хватает. К примеру, двигающимся от Горьковского шоссе до обсерватории три раза приходится притормаживать у асфальтовых колбасок, раскатанных поперек дороги. А ведь установки таких самопальных препятствий да еще где попало – прямое нарушение закона. Соответственно, водители могут обжаловать действия администрации или дорожников, которые эту неровность и положили. На тех, кто их установил, даже можно подать в суд.
В ГИБДД Казани нам пояснили, что искусственные неровности устанавливают в тех местах, где есть опасность столкновения автомобиля на скорости и пешехода. Что характерно, конкретные места, где водителей подстерегает «лежачий полицейский», никто не фиксирует. Госавтоинспекция не ведет их учет.
«Обычно администрация районов подает нам заявку на установку неровности, и если никаких препятствий для этого нет, то разрешение они получают, – объясняет и.о. начальника отделения дорожного надзора ГИБДД УВД по Казани Одег Дмитриев. – Вы сами можете заметить, что их притяжение обычно – школы. А администрация тоже не по своей инициативе к нам обращается – об этом их просят родители, которые обеспокоены тем, что ребенок может попасть под машину. Администрация, в свою очередь, находит средства и нанимает какую-нибудь строительную организацию, в которой о ГОСТах и правилах имеют весьма смутное представление».
Тем временем стандарт одинаков на всей территории РФ. Он был принят в 2008 году, впервые в истории России. А до этого были только «Временные нормы и правила на устройство ИДН», утвержденные правительством Москвы в 2000 году. В регионах действовали подобные нормативы. В результате до сих пор на дорогах лежат самые разнообразные «полицейские», представляя собой нешуточную угрозу. Убирать их никто не торопится, поскольку и демонтаж стоит денег.
Сертифицированный по ГОСТу сборный «лежачий полицейский» со световозвращающими материалами, армированный металлокордом для устойчивости к сдвиговым деформациям, с анкерными болтами и прочими элементами без установки стоит примерно 17 тысяч рублей. Его укладка обойдется еще в 11 тысяч. Не каждой администрации такое по карману. В ГОСТе четко прописано, что «лежачих полицейских» не должно быть более пяти на одном участке трассы. Запрещена их установка на федеральных и скоростных трассах, около остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах, в тоннелях и проездах под мостами, на подъездах к больницам, пожарным станциям, скорой помощи и другим экстренным службам. Разрешение на установку неровностей, как пояснили нам в ГАИ, необходимо получать в любом случае. Даже если речь идет об огороженных коттеджных поселках.
Опасность такого «лежачего» представляют все водители. Даже при скорости в 40 километров автомобиль с маленьким просветом между днищем и асфальтом может подпрыгнуть и что-то себе повредить. С проверенными и сертифицированными неровностями такого не происходит.
ГОСТом установлено, что высота правильной неровности не должна превышать 7 сантиметров. При этом «лежачие полицейские» могут быть двух видов – сборными или асфальтобетонными. Но при этом ГОСТ предписывает жесткие дополнительные требования. Недостаточно просто накатать холмик на дороге. Перед ним на трассе должны быть установлены информационные знаки «Внимание, неровности». Плюс он должен быть размечен, чтобы быть заметным на дороге. И еще немаловажная деталь, он должен быть установлен таким образом, чтобы был сток дождевой воды, и в местах неровностей не образовывались лужи, способные привести к аквапланированию при подъезде.
«Какие бы они ни были, свою функцию – удерживать водителя от соблазна увеличить скорость – они выполняют, – говорит Дмитриев. – Что касается возможных полученных повреждений и вообще, то водителям нужно сообщать нам об этих фактах, и если наши эксперты подтвердят нарушение, в адрес администрации будет направлено предписание демонтировать неровность».
Если автомобиль получил повреждение, необходимо вызвать ГАИ, как при обычной аварии. Ее экипаж обязан оформить протокол. В процессе расследования будет установлена причина происшествия. И если ДТП произошло по вине несертифицированного или незаконно установленного «полицейского», то с выданной в ГАИ копией постановления пострадавший может обращаться в суд.
«Казанские водители могут сами решить вопросы с «лежачими», если будут чуть активнее и сознательнее, – подсказывает Дмитриев. – Пусть пишут вам на сайт, а вы отмечайте места на карте. Потом соберемся и вместе объедем, посмотрим и уже на месте решим, кто будет отвечать за установку не по ГОСТу».
Мы принимаем идею и просим читателей сообщать нам о неправильных препятствиях. Отметим их на карте города, а потом организуем совместный рейд: «Ходячие полицейские, против «лежачих полицейских».