Окончательно убьёт казанский рынок праворульных машин техрегламент, который сейчас рассматривает Госдума РФ. Если документ будет принят, постановку на учет японок полностью запретят. Те немногие, кто еще торгует праворульной техникой в Татарстане, сетуют, что продажи авто уже значительно сократились с момента повышения таможенных пошлин. К чему готовиться тем, кто уже владеет праворульными машинами, выяснял корреспондент 116auto.ru.
Новый техрегламент Таможенного союза разработали специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП «НАМИ»). В августе он будет обсуждаться с Белоруссией и Казахстаном. Минэкономразвития уже выдало свое заключение по техрегламенту. Министерство выступило против этого запрета, потому что нет доказательств, что праворульные авто опаснее для жизни и здоровья, чем леворульные. Однако замгендиректора НАМИ Борис Кисуленко рассказал журналистам, что об опасности транспортных средств с правым рулем свидетельствует статистика ГИБДД. По его словам, у таких машин имеются проблемы при обгоне, они ослепляют водителей встречных транспортных средств.
«По статистике, количество ДТП, в которых участвуют праворульные машины, несравнимо ниже, чем у обычных, – объясняет казанский соучредитель автосалона Yamato Motors Владимир Вебер. – Японцы вообще очень ценят безопасность. Они в обязательном порядке устанавливают на свои машины подушки безопасности, систему помощи при торможении, разгоне, боковом сносе и так далее. Что касается обгонов на праворульной машине – держите дистанцию. Я вас уверяю, если вы отпустите ненамного вперед обгоняемую машину, то вам сразу станет все хорошо видно. А мощность моторов настоящих японских машин позволяет совершить этот обгон за минимальное количество времени, то есть уменьшить количество риска. Если уж на то пошло, то сейчас можно установить на панель камеру и вывести изображение на монитор. В то же время ВАЗ предрасположен к авариям: у этих машин нет никакой активной защиты, дорогу держат плохо, да и ломаются несоразмерно часто».
«Думаю, что до выборов такой регламент рассматриваться не будет, все же его принятие означает полный запрет праворулек, и народ воспримет эту новость очень негативно, – считает директор последнего оставшегося в Казани автосалона праворульных японских автомобилей «Сенсей моторс» Марсель Насибуллин. – Такие законы хоть и не популярны, лоббируются отечественными производителями, и поэтому постепенно проталкиваются. Но как лишить машин три миллиона автомобилистов? Думаю, что процесс будет постепенным. Отнимать машины, как мне кажется, не станут. А вот ввоз заблокируют. Сейчас-то уже стало меньше заказов, да и цены выросли с прошлой весны. Тем не менее и сейчас разница в цене между право- и леворульной машиной при всех прочих одинаковых параметрах составляет 100 тысяч рублей».
По мнению Насибуллина, противники праворульных автомобилей намеренно сгущают краски, когда говорят об опасности эксплуатации таких машин. Бизнесмен уверен: все дело в привычках и манере вождения.
Владельцы праворулек тоже недовольны предстоящими изменениями.
«Если их запретят и как-то начнут утилизировать, то я останусь без машины, – говорит казанская автомобилистка Анна Попова. – И на какие деньги я куплю новую? В том то и дело, что подержанные праворульные японки стоят недорого и доступны для небогатых слоев населения. Для меня это имеет решающее значение. Даже не знаю, что буду делать в таком случае. Пойду на улицу протестовать, хотя считаю, что в нашей стране это дело бесполезное».
Но сторонники праворулек, похоже, остались в меньшинстве. Межведомственные совещания по текущему регламенту будут проходить в ближайшие недели, а уже 4 августа его рассмотрят на встрече с белорусскими и казахстанскими коллегами. Причем шансы на то, что до этой даты в документ будут внесены какие-то изменения в пользу дальневосточников, эксперты оценивают как весьма призрачные.
Аналитики тоже подтверждают неизбежность принятия нового закона. Правда, по их мнению, будет определен некий переходный период, в течение которого уже ввезенные автомобили с правым рулем поставить на учет все же будет возможно.
«Регистрация легковых автомобилей с правым рулем в случае принятия техрегламента будет запрещена, и, соответственно, владельцы таких автомобилей должны будут эксплуатировать их до утилизации либо – со всеми вытекающими для обеих сторон сделки рисками – продавать «японцев» по генеральной доверенности, чтобы не проходить процедуру регистрации, – комментирует возможные последствия принятия регламента аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко. – С учетом того, что в восточносибирском и дальневосточном регионах значительная доля дорожной техники также оснащена правым рулем, их регистрация в ГИБДД будет разрешена. При этом техрегламент предусматривает, что в виде исключения регистрация праворульных автомобилей все же возможна, кроме автобусов».
В ГИБДД к новости отнеслись спокойно и заверили, что никаких репрессий для владельцев машин с рулем «не оттуда» не последует. По словам начальника отдела технического надзора УГИБДД по РТ Радика Рамазанова, запрет будет распространен только на ввоз, то есть следить за чистотой рядов будут таможня и пограничники.
«Закон обратной силы не имеет, – пояснил Рамазанов. – Поэтому те, кто законным способом зарегистрировал машину, так и продолжат ее эксплуатацию. Также смогут продать или перерегистрировать. А вот ввезенные не получат ПТС – таможня не пропустит. Стало быть, и на учет машина без ПТС встать не сможет».