Конкурс по автомногоборью среди детско-юношеских автошкол прошел сегодня в татарстанской столице. Наилучшие результаты в командном зачете показали казанские школьники. Они выполняли классические экзаменационные фигуры на хорошей скорости и практически без помарок. Вторыми и третьими оказались соответственно представители Набережных Челнов и Чистополя. Закончился конкурс торжественным вручением подарков.
Соревнования проходили в командном и личном зачетах, у подростков проверили знание правил дорожного движения и умение управлять машиной. На холодном ветру сегодня было неуютно, однако напряжение участников было таково, что они не замечали холода – садились за руль в одних футболках.
«Конкурсанты в рамках соревнований сдают экзамен на знание ПДД в полном объеме, как и все водители на права, – говорит судья соревнований, руководитель ДЮАШ по городу Казани Лада Кудрявцева. – Если на экзаменах допустимы две ошибки, то здесь за каждую добавляют десять баллов, это очень много, практически это приравнено к незаезду в одну из фигур. На площадке участники соревнуются в умении управлять автомобилем. Здесь установлены фигуры змейка, параллельная парковка, гараж, габарит и боковой интервал. Учитывается общее время прохождения, плюс штрафные баллы за ошибки. Сбил стойку – пять баллов, не заехал в фигуру – десять. Самовольно покинул машину – сто баллов штрафа».
Сегодняшние соревнования оказались многолюдными. Своих представителей прислали практически все районы республики и ряд крупных городов. После торжественного открытия соревнований начались заезды участников, и тут сразу стала видна разница в уровне подготовки школьников. Некоторые «продвинутые» школяры за рулем совершенно не стеснялись – с буксом и визгом стартовали и уверенно проходили обязательные фигуры, вписываясь в узкие рамки трассы. Некоторым такая лихость выходила боком – задетые ограничительные вешки превращались в штрафные баллы. Были и такие, кто попросту не мог выполнить параллельную парковку или въехать в «гараж» задним ходом.
Зрелище, в принципе, привычное: таких неумех на улицах Казани как баранов на выпасе. Оно же наводило на мысль, что неплохо бы всех школьников обучать вождению заранее, еще до получения ими удостоверения на право вождения авто. Потому что в автошколе отработать навыки будущие автовладельцы вряд ли успеют. Так, попадать в проем между стойками моста и давить на тормоз по любому случаю. В то же время некоторые подростки, воспитанники уже устоявшихся автошкол, демонстрировали технику настоящих гонщиков. Значит, могут у нас нормально преподавать вождение! И первые в этом плане – казанские ДЮАШ.
«Уже несколько лет мы на российских соревнованиях первое место не отдаем, – говорит начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. – Это говорит о хорошем уровне подготовки наших воспитанников. Методология подготовки водителей, которые профессионально владеют навыками управления автомобилем, нами отработана и дает свои результаты. Наша политика – обучение детей ПДД со школьной скамьи. Мы считаем, что это дает свои результаты – повышает безопасность на наших улицах».
По словам Минниханова, массового распространения ДЮАШ не получили, но сейчас наступает второй этап в их развитии, в такую систему подготовки водителей органично вписывается ДОСААФ. За 2 года по количеству автоклассов они опередили ДЮАШ. Причем готовят там не просто водителей, но призывников. Общеобразовательные школы тоже рассматривают вопрос о подготовке водителей в стенах школ. Все вместе комплексно это позволит реализовать программу снижения количества ДТП на дорогах. Заметим, что это вполне вписывается в программу ООН «Десятилетие действий».
Один из путей сокращения количества ДТП на дорогах – обучение школьников ПДД и вождению еще в школе. «За три месяца стандартного обучения в автошколах водительскому мастерству не обучишь, – считает председатель Всероссийского общества автомобилистов Анатолий Карлов. – А мы начинаем обучать детей с 12 лет, то есть не только обучаем вождению, но еще и воспитываем водителя. В 18 лет при получении прав мы видим уже воспитанного водителя, который уважает других участников движения, выполняет все правила. Все выпускники наших школ находятся под нашим контролем, то есть мы наблюдаем, какие события происходят в их жизни, и что характерно, они практически не попадают в аварии».
Остается надеяться, что Минобраз подготовит грамотную и взвешенную программу обучения. Тогда каждый школьник сможет оценивать свои действия не только с точки зрения пешехода, но и водителя.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА