Авто Со школьной скамьи – за руль

Со школьной скамьи – за руль

Госдума предлагает ввести новый предмет для старшеклассников – «Правила дорожного движения». В основе проекта теоретическая подготовка будущих водителей еще в школе. Если ученик хорошо сдаст материал, то экзамен зачтется и в автошколе, где нужно будет осв

Госдума предлагает ввести новый предмет для старшеклассников – «Правила дорожного движения». В основе проекта теоретическая подготовка будущих водителей еще в школе. Если ученик хорошо сдаст материал, то экзамен зачтется и в автошколе, где нужно будет освоить только практику, а потом сдать экзамен в ГИБДД. Эксперты считают, что ПДД нужно изучать в школах и формировать культуру поведения на дороге. При этом предмет не должен вытеснять теоретический курс в автошколе, иначе это серьезно скажется на качестве подготовки водителей.

Россия входит в число стран с самой неблагополучной обстановкой на дорогах. Например, в прошлом году в ДТП пострадали более 250 тысяч человек, 26,5 тысячи погибло. Поэтому сейчас как мощное оружие продвигается тема формирования дорожной культуры с раннего возраста. В транспортном комитете созрел проект масштабного изучения ПДД в старших классах. И обучать планируют не в рамках ОБЖ, как это происходит сейчас – пару часов о переходе по зебре и как обходить автобус.

Давать информацию хотят в полном объеме в рамках самостоятельного предмета. Однако неясно, будут ли занятия включать информацию об устройстве авто, об оказании первой помощи и другие сопутствующие дисциплины. При этом успехи в освоении материала с последующей сдачей экзамена намерены приравнять к теоретическому курсу автошколы. Если не брать профучреждения, «дорожная» подготовка несовершеннолетних носит, скорее, порционный характер – информация дается дозированно и в очень усеченном виде. Для каждого возраста своя. «Вся проблема с проектом в том – смогут ли школы взять на себя весь объем теории, – говорит методист центра дополнительного образования детей Оксана Прокопьева. – Сейчас программы для школьников и воспитанников детских садов занимают 36 часов в год (час разный по продолжительности – 30 и 45 мин). Есть постоянные классы – группы от школ. В целом программы составлены для дополнительного образования, но не основного».

На первый взгляд, идея госдумовцев благая – правила знать нужно, но школы вряд ли готовы взять на себя часть функций автошкол: «Изучать ПДД в школах просто необходимо. Сейчас подростки очень лихо ездят на скутерах, мопедах, которые не нужно регистрировать, ими можно управлять без прав. Но ведь это не отменяет обязанности учить ПДД, – считает секретарь совета директоров автошкол Андрей Николаев. – В городе огромное количество пешеходных переходов, перекрестков, на которых тоже нужно знать, как себя вести. А в школах все сводится к нескольким занятиям. База нужна, но пока заменить теоретическую подготовку в автошколе занятия в общеобразовательных учреждениях не смогут. Во-первых, чтобы выдать материал в том же объеме, понадобится 200 часов. Во-вторых, нужно будет преподавать не только основы безопасности движения, но и базу юридической подготовки, доврачебной помощи, устройства автомобиля и так далее, а после этого выдавать свидетельство или сертификат. Если отдать всю теоретическую часть средней школе, то нужно менять законодательство, ведь сейчас лицензирование автошкол предполагает оказание определенных услуг, в том числе и теоретической подготовки».

Эксперты считают, что изучение ПДД в старших классах нельзя приравнивать к обучению в автошколе. Теория и практика должны осваиваться одновременно, а не по прошествии нескольких лет. И чтобы обеспечить комплексное изучение дисциплины, школам придется серьезно вложиться и переработать учебный план.

С другой стороны, автошколы не хотят терять потенциальных учеников. «Автошколам это совершенно не интересно: ни с финансовой точки зрения, ни с позиции ответственности. Кто знает, как средняя школа подготовила ученика? А ведь именно после курсов в автошколе присваивается профессия водителя, и за это отвечает учреждение, выдавшее свидетельство, – говорит ведущий специалист отдела лицензирования Минобразования Олег Поленин. – Поэтому бессмысленно даже устраивать вступительные экзамены. Тем более преподавать будут несовершеннолетним – сразу после теоретического курса они не смогут обучаться вождению и получить права. А через пару лет, боюсь, знаний не хватит. Да и в школах нужно оборудовать классы, принимать преподавателей, закладывать эти расходы в бюджет. На мой взгляд, предмет должен быть факультативным или подаваться в какой-то другой форме, но не заменять теоретический курс в автошколе. Особо он будет полезным подросткам, кто ездит на мопедах, скутерах, велосипедах – на транспорте, не требующем прав. Но водителей с категориями должны готовить специализированные учреждения».

«Не понимаю, в чем проблема, – удивляется казанский автомобилист Олег Неверов. – Раньше в школах были уроки труда, в старших классах УПК, где давали основы профессии. В нашей школе это была профессиональная водительская подготовка. Мы учили устройство автомобилей, разбирали и собирали всякие карбюраторы-генераторы, зачеты сдавали, контрольные. Также учились вождению. Правда, тогда еще на ГАЗ-53, почти убитом. Но ведь ездили и экзамены в ГАИ на нем же сдавали. В 16 лет я уже имел на руках водительскую карточку. В 18 просто пошел и получил права в ГАИ. Все просто! Почему сейчас не сделать в школах так же?»

В Федерации автошкол Татарстана к нововведениям относятся в общем положительно, но с некоторыми оговорками. «Для того чтобы оценить пользу от изучения ПДД в школе, следует определиться, за счет каких часов будут дети получать эти знания, – размышляет исполнительный директор Федерации автошкол Людмила Стукова. – Конечно, детей обучать надо и, может быть, вместе с родителями, ведь цель благая – спасти ребенка от травмирования и вообще от ДТП. Так что вопрос очень серьезный, и заниматься Министерство образования им должно со всей ответственностью».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем