Огромные штрафы ждут тех, кто промышляет частным извозом без лицензии: новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях заработают с 1 сентября. Согласно им, «бомбил» смогут «прибивать» на сумму до 5000 рублей. Впрочем, есть мнение, что «бомбилы» с дорог никуда не исчезнут – размеры неформальных отступных на дорогах вырастут.
Лицензия на перевозку пассажиров будет выдаваться сроком на пять лет и действовать только в том регионе, где она выдана. То есть, видимо, для того чтобы проехать из Казани в Волжск, пассажиру теперь необходимо будет воспользоваться двумя такси. Помните про путешествия на перекладных у классиков? По всей видимости, депутатов ностальгия замучила.
Для выдачи бумажек, кроме того, везде на местах будут созданы новые разрешительные органы. Правозащитники не раз напоминали, что от такой системы отказались из-за коррупционной ее сути. Но нет, все возвращается на круги свои. Мало лицензии: с января следующего года вводится ответственность за нарушение таксистами правил оказания услуг. Если в салоне нет правил оказания услуг или если пассажиру не выдали чек либо квитанцию за проезд, то водителя оштрафуют на тысячу рублей. Если на машине нет специальной окраски такси или специального фонаря на крыше, водитель выложит три тысячи рублей. За нанесение такой окраски или за установку спецфонаря без регистрации и покупки лицензии штраф пять тысяч рублей.
«Гражданам, которые привыкли «бомбить» по дороге на работу и обратно, думаю, не придется менять привычку и отказываться от столь замечательного способа компенсации расходов на топливо, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Вопрос в том, что это, во-первых, очень удобно и выгодно для всех, а во-вторых, в сложности доказательства причастности водителя к оказанию незаконных услуг такси. Коснутся новые нормы, на мой взгляд, прежде всего тех частников, которые «бомбят» возле метро и прочих мест стационарного лова. Обоснование ужесточения штрафов в общем-то вполне благостное – борьба с пробками, нелегальным извозом и т.д. И именно значительная величина штрафов, по задумке авторов идеи, будет весомым сдерживающим фактором для автомобилистов. Однако ситуацию следует рассматривать с учетом российской специфики: нарушать, скорее всего, намного меньше не станут, а вот размеры неформальных отступных на дорогах однозначно вырастут. На мой взгляд, вполне качественно можно было бы контролировать дорожную ситуацию и с прежними штрафами, если бы ГИБДД более тщательно ее отслеживала и наказывала нарушителей, как говорится, по всей строгости.
С 1 же января вводится повышение за проезд на красный свет – 1000 рублей. Остановка за стоп-линией, обозначенной знаками или разметкой, – 800 руб. Понятно, что остановиться перед этой линией не каждый успеет. Мгновенно машину еще никто не останавливал. Тем более в пробке. Рассчитывая проехать перекресток на зеленый сигнал, многие автомобилисты на загоревшийся «красный» останавливаются уже за стоп-линией. Разве станет инспектор разбираться? Таким образом, пасти светофор станет неплохим бизнесом для местного бюджета. Да и для гаишников тоже. Как бы ни уверяли их начальники в тщательном отборе кадров и недопущении взяточничества. Тем более что 1000 рублей будет караться даже выезд на перекресток в случае затора при зеленом сигнале светофора.
«Если с пробками пытаются бороться только ужесточением наказания, то это доказывает бессилие властей в толковом решении проблемы. То есть никаких других способов у них нет. И из всего возможного арсенала выбран самый неэффективный путь», – считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Наказания за неправильную парковку вступят в силу 1 июля 2012 года. Именно к этому сроку местные власти должны создать в городах парковочные места, а также места для стоянки. Остановка или стоянка на остановочных пунктах общественного транспорта или ближе 15 метров от обойдется в 1000 рублей. Высаживать пассажиров при этом можно. За остановку или стоянку на трамвайных путях, а также далее первого ряда от края проезжей части оштрафуют на 1500 рублей.
Штраф за парковку на тротуаре во дворах увеличивается с 500 рублей до 1500 рублей.
«На мой взгляд, увеличивать нужно штрафы за нарушения, которые противоречат общественным интересам, – считает председатель МООА «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – То есть за оставление машин на остановках или трамвайных путях, за выезд на перекресток, когда там все забито. Нынешние штрафы несерьезные, поэтому их изменение логично и правильно, раз кто-то ставит свои потребности выше интересов других людей. Но во дворах эта норма не будет работать – как этот процесс будет контролироваться? Вы когда-нибудь видели инспекторов во дворах?»
Оплата эвакуации и хранение на стоянке теперь снова лягут на плечи водителя, как и было несколько лет назад. Тогда от этой практики отказались по той причине, что зачастую эвакуаторы утаскивали и законно припаркованные машины. И вообще, все это было похоже на узаконенный угон с дорогими последствиями. Как это будет выглядеть в следующем году – пока неизвестно. Пока предполагается, что увезут машину за остановку или стоянку в местах, где это не положено, также если у автомобиля неисправна тормозная система, если водитель не имеет прав или их лишен, если он нетрезв или отказался от освидетельствования.
«Что касается штрафов, то наши власти традиционно ориентируются на Европу, это традиция. А поскольку в хорошем – доходах граждан, качестве дорог, законопослушности населения – мы ее догнать ни при каких условиях все равно не можем, вот и приходится законодателям ориентироваться хотя бы на плохое – штрафы, ограничения, регламентации и т.п.», – заключает Анна Мишутина.