В третий раз продлен так называемый «эксперимент» по утилизации легковых автомобилей. Правительство РФ приняло решение, выделив на эти цели 5 миллиардов рублей. Планируется, что программа, наконец-то, сойдет на нет к концу года. Вчера минпромторг снова запустил счетчик сертификатов. В Татарстане утилизаторы привычно взялись за дело.
Напомним, что эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию стартовал на всей территории Российской Федерации в марте 2010 года.
«Этот эксперимент был направлен на стимулирование отечественного автопрома и поддержку населения с невысоким уровнем доходов, – сообщила заместитель министра промышленности и торговли РТ Гульнара Ахмадеева. – И все ожидания оправдались – результаты эксперимента положительные. За год выдано полмиллиона свидетельств. Затраты, конечно, были немалые – 25 миллиардов рублей выделено, но мы эти расходы считаем не напрасными – больше всего программа помогла АвтоВАЗу: на нее пришлись 43 процента прошлогодних продаж. И если проанализировать первый квартал 2011 года, то он показал, что в целом авторынок продолжает свой рост, но резко изменилась позиция главного участника. Впервые после посткризисного роста продаж АвтоВАЗ продемонстрировал результат гораздо ниже среднерыночного – 41 процент. Это говорит о том, что дешевый сегмент рынка уже насыщен».
Кстати, президент АвтоВАЗа Игорь Комаров уже сказал по поводу продления программы, что «Это действительно поможет «ИжАвто» – к лету мы должны выйти на планируемый объем производства. План АвтоВАЗа на текущий год остается прежним, около 700 тысяч автомобилей Lada и машинокомплектов».
Как сообщила Гульнара Ахмадеева, за год в республике Татарстан дилерскими центрами по программе продано 22 733 автомобиля, 87% из них – автомобили семейства LADA. А всего в республике непосредственное участие в эксперименте принимали участие 49 официальных дилеров. Лидером среди них стала компания «КАНАВТО» – они продали более 7 тысяч автомобилей.
«Соллерс» со своими «фиатами» тоже неплохо поднялся: Fiat Albea в рамках программы утилизации получал скидку 40 тысяч рублей, Fiat Linea – в 60 тысяч, а коммерческие Fiat Ducato вообще обходились покупателям дешевле на сто тысяч рублей. В результате в прошлом году в РТ реализовано 1756 автомобилей Fiat (8% от общего числа проданных машин), в РФ продано 4834 автомобиля Fiat, произведенных в Набережных Челнах и Елабуге.
Что касается самого процесса утилизации, то проблемы все равно остаются. Например, не все компоненты разобранных машин отправляются на переработку в качестве вторсырья. Часть отходов утилизируется на специализированных свалках.
«Мы с первого дня активно участвуем в программе утилизации, и наша площадка – крупнейшая в России, – говорит генеральный директор «Булгар-Автоваз» Вадим Максимов. – Большую долю утильных автомобилей мы получили от «КАНАВТО». Особо хочется отметить, что нам надо продвигать вопрос развития рынка вторсырья. Вот смотрите – от одной машины образуется 730 килограмм металла, 82 – резины, 14 – аккумуляторов, 25 – стекла, 53 – пластика и 15 килограмм жидкости. Так вот со всем ликвидом проблем нет. А вот с шинами и стеклом никто работать не хочет: на сегодняшний день ни одно предприятие Татарстана не перерабатывает эти отходы. То же самое и с пластиком. Приходится закапывать в землю. А это 14 процентов от всех отходов».
Заместитель генерального директора «Кан-Автоваз» Сергей Чернов тоже заметил, что сегодня, после объявления о третьем этапе программы, вновь возникли вопросы о ходе ее проведения. Например, перевозка автомобилей от производителя к дилерам. В связи с весенним ограничением движения по дорогам республики возникают сложности с адресной доставкой. А страдать будут конечные потребители, то есть те самые люди, для кого и была придумана программа. Второе – вывоз автомобилей на АвтоВАЗ, на «Булгар-Автоваз», тоже станет невозможным. Остальные вопросы практически решены.
«Программа продолжается и идет нормальными темпами», – заключил Чернов.