Отобрать радары у инспекторов и заставить их регулировать движение на загруженных перекрестках намерен начальник татарстанской ГИБДД Рифкат Минниханов. Функцию контроля за соблюдением правил должна взвалить на себя техника. Инспекторы же станут заниматься непосредственно обеспечением безопасности. Такой план развития инспекции предстоит осуществить её руководству в течение года. Или двух. Видимо, как повезет.
В Казани станет меньше «Парконов»
Вообще, гаишники прослеживают в своей работе в основном положительные тенденции. По статистике, все три месяца 2011 года сохранялась динамика снижения как аварийности на дорогах, так и количества погибших и пострадавших. Для ГИБДД эти критерии являются основными в оценке эффективности применяемых ими мер и способов работы. Поэтому и дальше усилия будут направлены на увеличение количества технических средств контроля за дорожной ситуацией и нарушителями ПДД.
По словам Рифката Минниханова, в патрульных автомобилях будут демонтированы радары – кроме тех, которые фиксируют нарушения автоматически. Сами инспекторы станут уделять больше внимания регулированию движения, обеспечению безопасности, «разруливанию» пробок и нарушениям, не поддающимся автоматической обработке.
Количество экипажей с «Парконом» в Казани уменьшится. Эти приборы поедут наводить порядок в другие города Татарстана – Нижнекамск, Альметьевск, Набережные Челны, Бугульму. В татарстанской же столице по инициативе ГИБДД будут активно строиться парковки платные и бесплатные, специальные парковочные карманы и площадки перед магазинами и офисными зданиями. Таким образом, по мнению руководства, проблема с местами для стоящих машин постепенно будет решаться. Количество же автоматических приборов в городе будет заметно увеличено.
«Доля зафиксированных приборами нарушений сейчас составляет 53 процента от всех выявленных, – заявил начальник УГИБДД. – По итогам трех месяцев прошлого года эта цифра достигала около 45 процентов. В целом тенденция такая, что эта составляющая должна стать превалирующей. А доля инспекторов в выявлении нарушителей должна снизиться максимум до 15-20 процентов».
Сейчас в Казани приборами фиксируются нарушения скоростного режима (более 366 тысяч), проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора (более 22 тысяч), нарушение правил парковки (более 65 тысяч), нарушения, связанные с применением ремней безопасности (цифры пока не определены). Сейчас идут пусконаладочные работы, и со следующей недели заработают системы, контролирующие проезд автомобилей по зебре (непропускание пешеходов). Инспекторы, кстати, от этой функции будут освобождены.
Гаишникам помогают «кукушки»
«Благодаря внедрению системы фиксации нарушений у нас сильно уменьшилось количество жалоб от населения на действия инспекторов, которые, по мнению водителей, штрафуют их неправильно, – пояснил Минниханов. – Но в то же время увеличилось количество жалоб на работу самой системы. Личная неприязнь, коррупционная составляющая для приборов не характерны, и это помогает быстро «разруливать» такие случаи. Совсем без инспекторов мы, конечно, обойтись не сможем, все равно они должны активно взаимодействовать с участниками дорожного движения. Однако, похоже, что образ гаишника в кустах начнет постепенно уходить в прошлое.
Что касается «железа», то количество приборов, фиксирующих проезд перекрестка на «красный» и саму скорость, в Казани увеличится до 350 штук. Количество передвижных фотофиксаторов скорости – до 350, «Парконов» останется 20, а вот «кукушек» – имитаторов работы радара, посылающих сигналы на радар-детекторы – увеличится до 500. По мнению главного автоинспектора РТ, эти приборы должны приносить пользу – пугать владельца возможной «засадой» в виде установленного на дороге «Криса-М» и заставлять таким образом снижать скорость.
«Мониторинг, который мы проводим, показывает: в каждой второй машине стоит радар-детектор, – говорит Минниханов. – Если участники дорожного движения и дальше будут активно использовать эти приборы, то количество имитаторов мы вообще доведем до тысячи штук. Так что спасибо тем, кто покупает детекторы – нам имитатор обходится намного дешевле настоящего фиксирующего комплекса. А скоростной режим и как следствие аварийность они снижают так же эффективно, как и настоящий».
Изменения политики руководства ГИБДД коснутся и улиц – с них уберут знаки, ограничивающие скорость движения до 40 километров в час. И заслуга в этом как раз системы фиксации. По мнению главного инспектора, если раньше при разрешенных 60 км в час гоняли под 100, и знаки «40» хоть как-то сдерживали лихачей, то теперь благодаря камерам средняя скорость снизилась до 70 км в час. Соответственно, смысл массово обставляться знаками пропал. Они останутся только у школ и крупных торговых комплексов.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА