Зачем риелторам мультилистинговая система (МЛС)? Почему продавцы недвижимости должны делиться комиссией? И как успешно продвигать риелторский бизнес с помощью Интернета? Ответы на вопросы сегодня прозвучали на семинаре в рамках международной выставки «Услуги на рынке недвижимости». МЛС, по мнению сторонников системы, это способ избавления от маклеров-паразитов, которые получают прибыль, работая по чужим объявлениям. По мнению других, говорить о создании единой базы объектов недвижимости в России пока рановато.
МЛС: неопознанный пока объект
Мультилистинговая система. За ней, по мнению ряда риелторов, будущее продаж недвижимости. Это интернет-каталог предложений, за каждым из которых закреплен только один риелтор, получивший от собственника эксклюзивное право на продажу.
МЛС позволяет избавиться от многочисленных посредников, когда одна и та же квартира продаётся сразу десятками агентов.
«Агентства недвижимости сейчас выкладывают всю информацию об объектах в Интернет, – рассказал руководитель межрегиональной информационной риелторской системы «Центр» (г. Нижний Новгород) Сергей Потапов. – Существует целая маклерская сеть – это риелторы-одиночки, которые не тратят деньги и питаются этой информацией. Вы кормите их! А все из-за того, что информация об объектах в открытом доступе. МЛС – это тот же самый интернет-каталог предложений. Разница в том, что за каждым предложением закреплен только один продавец, который заключил договор с собственником. 1 объект – 1 агент, такое правило».
Риелторы не хотят делиться
Мультилистинговая система давно апробирована и приносит прибыль агентам по продаже недвижимости в Канаде и США. МЛС существуют и в некоторых городах России – Самаре, Ульяновске, Свердловске и Нижнем Новгороде. Однако неоднократные попытки создать единую базу для продавцов недвижимости всей страны успехом не увенчались. Причина – нежелание соблюдать главный принцип системы – делиться комиссией. Агент продавца должен поделиться с агентом покупателя. Именно поэтому некоторые специалисты рынка недвижимости считают, что МЛС в России приживётся еще не скоро.
«Я за МЛС, однако считаю, что не нужно излишне перегревать значимость этой системы, – заявил заместитель председателя комитета по информационным технологиям Гильдии риелторов России Виктор Щеблецов. – Ведь пока мультилистинг полностью прижился только в США. Шансы, что в России, в которой нет даже закона о риелторской деятельности, риелторы договорятся между собой о мультилистинге, не очень то высоки. Поэтому пока не создана МЛС, нужно развиваться в Интернете, а не стоять на месте».
Риелтор не ассенизатор
«Чтобы привлечь клиентов в агентства недвижимости, нужно загадить Интернет объявлениями (Ложной информацией. – Прим. авт.). Тогда человек не захочет сам копаться в этом, и риелтор выступит в роли ассенизатора. Найдет нужный вариант, очистит его и подаст на блюдечке». С такими мыслями некоторых руководителей крупных риелторских агентств не согласен ведущий бизнес-тренер СНГ в области недвижимости Артур Оганесян. Риелторская деятельность должна строиться на честности и сотрудничестве с коллегами. Именно тогда, считает международный член NAR (крупнейшая в мире ассоциация специалистов по продаже недвижимости), компания будет конкурентна и успешна. Клиенты должны знать сумму комиссии, которую риелтор берет за услуги.
«Многие не соглашаются с этими принципами. Говорят, как же мы будем рассказывать людям о комиссии, к примеру, в 150 тысяч рублей? Это же нечеловечно! А я им – нечеловечно – так не берите столько. Нет, брать они хотят, а рассказывать не хотят, – привел пример из собственного опыта г-н Оганесян. – А потом сведет случай продавца и покупателя. Продавец обмолвится: какую я вам квартиру продал за два миллиона! А покупатель ее купил на 200 тысяч рублей дороже... Понятно, как и что всю оставшуюся жизнь будут думать о риелторах и тот, и другой. А мультилистинговая система как раз и предполагает открытость комиссии и суммы, которую получит другой риелтор в случае нахождения покупателя».
Интернет – площадка для продажи и продвижения
Интернет и риелтор. Два этих понятия уже не отделимы, считают участники семинара. Газета не может в режиме онлайн отражать изменения, и часто большинство предложений жилья оказывается устаревшим. Поэтому база объявлений в Интернете с каждым днём становится все более популярной площадкой для продажи и покупки недвижимости.
«В составе нашего портала есть тематический сайт 116metrov.ru, – рассказала руководитель информационного портала 116.ru Лиана Борзых. – В нем собрана вся информация о недвижимости Казани: ежедневно база объявлений пополняется сотнями новых, вместе с тем становятся недоступными объявления, сделки по которым уже совершены. Таким образом, пользователь видит только актуальные предложения, и ему не приходится путаться в большом количестве объявлений. Кроме того, на нашем интернет-портале всегда доступны интересные материалы: новости, аналитические статьи и интервью руководителей предприятий. Ежемесячная аудитория – 90 тысяч посетителей. И это целевая аудитория, которой интересна именно сфера недвижимости».
«Почему именно Интернет важен для риелтора? Это мировые тенденции – рынок уходит во Всемирную паутину. Человек сегодня просыпается, особенно молодое поколение, наливает себе чашечку кофе и выходит в Интернет. Человек смотрит, какие погодные условия, пробки, взрывы, покупает что-нибудь или бронирует билет на вечер. И если он всю ночь думал, что надо купить квартиру, то он наберет ключевые слова, и на него вывалится куча предложений. Информация, фотографии, виртуальные экскурсии – смотри не хочу. И не надо никуда ехать!» – резюмировал Артур Оганесян.