Японские автомобильные компании до сих пор не восстановили работу своих конвейеров. Подразделение американской информационной корпорации IHS Automotive заявило, что от стихийных бедствий в Японии серьезно пострадали многие фирмы – поставщики автокомпонентов для европейских и американских производителей. Однако российские дилеры спокойны – они отмечают, что складских запасов должно хватить на несколько месяцев.
Многие ведущие мировые автомобильные компании зависят от поставок в первую очередь японской электроники. В частности, фирма Denso является поставщиком Toyota и ее заводов в США, GM, Mazda и Jaguar. Концерн Fujitsu обеспечивает Ford, Subaru и ту же Toyota. Они же и Audi получают еще электронику с завода Aisin SW. Также эксперты отмечают перебои в работе концерна Panasonic.
Информагентства отмечают, что почти все виды комплектующих поставляются сейчас из Японии непосредственно на конвейер, а практика создания складских запасов уже почти не используется. «Теперь все зависит от того, насколько долго продлится пауза в поставках комплектующих из Японии, – заметил руководитель Center of Automotive Штефан Братцель. – Ущерб быстро достигнет сотен миллионов евро».
Журнал Automotive News тоже соглашается с этими выводами – официальный представитель Toyota Deutschland подтвердил, что если пауза в поставках комплектующих из Страны восходящего солнца затянется, то в Европе возникнет дефицит определенных автокомпонентов.
Однако России, похоже, эти страсти пока не касаются. Как отмечают поставщики запчастей для японских автомобилей, запасов на складах столько, что их хватит на несколько месяцев работы.
«Мы принимаем заказы на автомобили и комплектующие в обычном режиме, – говорит менеджер автоцентра «Сапсан» Орест Алиханов. – К нам идут запчасти из Москвы, с дальневосточных терминалов, так что никаких трудностей мы не испытываем. Цены тоже остаются прежними, и насколько мне известно, подниматься не будут».
Что касается аналитиков автомобильного рынка, то они более осторожны в своих прогнозах. Они отмечают, что по данным Ассоциации производителей автомобилей Японии, в нашу страну было импортировано более 80% от 300 тысяч проданных в России японских иномарок. Соответственно, определенные риски возникновения дефицита предложения японских автомобилей и комплектующих на российский рынок все-таки существуют.
«Следует отметить, что, во-первых, не все автозаводы в Японии прекратили свое производство, а во-вторых, наращивание производства на других заводах, в том числе расположенных за пределами страны, – отмечает старший аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. – А на них приходится около 60% производства японского автопрома, что позволит минимизировать риски поставок автокомпонентов и автомобилей дилерам. В том числе возможно увеличение объемов производства и на российских заводах Toyota и Nissan, расположенных под Санкт-Петербургом. Кроме того, многие заводы, производство на которых было приостановлено, уже заявили о скором возобновлении работы. В то же время мы не исключаем незначительного роста цен на японские автомобили, однако он в большей степени может быть обусловлен спекуляциями отдельных дилеров, нежели повышением отпускных цен».
Тем временем японцы тоже не сидят без дела. Они определяют, какие производители автозапчастей были поражены и в какой степени. Пресc-службы автоконцернов распространяют информацию о положении дел на заводах и ходе оценочных и ремонтных работ. Компания Nissan заявила, что «приложит максимум усилий к оказанию содействия в восстановительных работах, учитывая в первую очередь национальные интересы и действуя в полном соответствии с просьбой государства о необходимости энергосбережения». Компания «Тойота Мотор Корпорэйшн» отметила, что «изучает последствия землетрясения и цунами в Японии и воздействие природных катаклизмов на деятельность офисов, предприятий, дилерских центров, аффилированных компаний и поставщиков «Тойота» на внутреннем рынке».
Как будут развиваться события дальше, зависит только от того, как быстро сумеют переключиться автоконцерны на других поставщиков и как быстро запустят конвейеры японские предприятия. У нас пока запас во времени есть.