Утилизация старых автомобилей закончена. Утилизационных сертификатов больше нет. Однако история на этом не кончается – АвтоВАЗ, чьи продажи в последнее время напрямую зависели от государственной поддержки, планирует запустить собственную программу.
Программа утилизации легковых автомобилей старше 10 лет стартовала в марте 2010 года. Сначала правительство выделило на нее 11 миллиардов рублей, но программа вызвала ажиотажный спрос. Все 200 тысяч сертификатов были выбраны уже в июне, а на некоторые модели АвтоВАЗа образовалась очередь продолжительностью в несколько месяцев. Поэтому летом правительство выделило 11 миллиардов рублей на утилизацию еще 200 тысяч старых машин. В середине сентября правительство России приняло решение продлить программу утилизации старых автомобилей на 2011 год, выделив на нее 13,5 миллиарда рублей. Причем выдача очередных 100 тысяч сертификатов началась уже в конце декабря. Всего с марта прошлого года было выдано 500 тысяч утилизационных свидетельств.
«Мы почти 50% продаем по программе утилизации, из них половина могла бы быть коммерческими продажами», – сообщил вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Артем Федосов. По его словам, компания может последовать примеру Daewoo, которая не была включена в список для господдержки. Начать собственную программу утилизации АвтоВАЗ намерен летом 2011 года. В отличие от государственной, она позволила бы принимать в утиль старые машины не только у частных, но и юридических лиц, отметил Федосов.
По словам вице-президента по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Артема Федосова, акция может начаться уже летом 2011 года. К этому времени Минпромторг России, курирующий основную программу утилизации старья, как раз завершит выдачу автовладельцам собственных сертификатов. Однако не все так просто. Будет или не будет продолжена программа утилизации «от производителя», доподлинно неизвестно. Слишком много разных «за» и «против» придется рассмотреть руководству АвтоВАЗа.
«В эту среду в 3 часа дня количество сертификатов стало равно нулю, и программа фактически закончилась, – говорит заместитель генерального директора центрального поволжского дистрибьютора АвтоВАЗа – компании КАНАВТО Сергей Чернов. – Есть, правда, еще 40 тысяч аннулированных свидетельств, которые Минпромторг постепенно введет в реализацию. Но и они быстро закончатся, и тогда вопрос встанет перед производителями. С одной стороны, АвтоВАЗу деваться некуда – с окончанием программы количество продаж у них упадет ровно на половину, и чтобы не допустить этого, продолжить утилизацию необходимо. С другой – это неизбежно вызовет увеличение собственных расходов, и как следствие – цены на продукцию завода заметно вырастут. Чтобы не произошло удорожания общего производства, начинать программу не стоит. Однако сохранив цены на свои авто, завод обескровит денежные потоки и снова окажется на мели».
Как рассказал Чернов, есть еще одна сторона проблемы – мелкие дилеры, которые жили только за счет программы утилизации. С ее остановкой их продажи упадут до нуля. И их, несомненно, возьмут «под крыло» иностранные производители. Даже не из-за возможной прибыли, а чтобы вытеснить АвтоВАЗ с рынка. Вот в таких условиях придется принимать решение руководству АвтоВАЗа.
Но можно поступить и по-другому – зайти в сервис «Объявления» сайта 116.ru и выбрать себе не новую, но за гораздо более разумные деньги «Ладу». Их там предлагают 539 штук в самой разной комплектации. Цены – от 40 тысяч рублей за «Окушку» 2002 года, до 340 тысяч за «Приору» 2009 года выпуска.
Как же изменятся цены на продукцию АвтоВАЗа? Не секрет, что всего лишь за последний год завод уже неоднократно переписывал ценники в большую сторону, ссылаясь на подорожание сырья. Последний раз «Лады» подорожали в начале этого года. Cамая дешевая «Калина» – хетчбэк с 80-сильным двигателем – сегодня стоит в Уфе 269 900 рублей, «Приора» – от 304 300 рублей. «Семерки» хоть и исчезли из прайс-листов большинства дилеров, но продаются за 199 900 рублей.
На АвтоВАЗе уверяют, что в ближайшее время автомобили дорожать не будут. Следующая индексация цен запланирована на второе полугодие, после чего «Лады» могут подорожать в среднем на четыре процента. Впрочем, новые «Лады» сегодня нельзя назвать ведрами с болтами, уверены дилеры марки. Всего в этом году АвтоВАЗ планирует продать порядка 559 тысяч автомобилей. Для сравнения, в 2010 году автогиганту удалось реализовать около 517 тысяч машин – не без помощи программы утилизации. Удастся ли заводу найти полмиллиона покупателей за год – с уверенностью можно будет сказать лишь после старта собственной утилизационной программы АвтоВАЗа.